21.10.2011 | 19:32

Иван Лубенников – "Свобода – это призрачное явление"

Живопись, скульптура, перформансы, монументальные объекты – Иван Лубенников всю жизнь создает предметы искусства, которые, по его словам, «способны вбирать в себя этот удивительный мир». Поэтому и называет он себя художником «от мира сего». Он признан выдающимся современным монументалистом, создавшим свой стиль в городской архитектуре, получил широкое признание как живописец. Его ежегодные персональные выставки проходят во Франции, Италии, Голландии. Первая в России персональная выставка работ Ивана Лубенникова открылась сегодня в Москве, к 60-летию автора. Она озаглавлена – «Цена свободы». Рассказывают «Новости культуры».

Свобода Ивана Лубенникова неистребима. Она в его трудах и его иронии.

«Свобода – это вообще призрачное явление. Есть понятие независимости, это я еще могу пощупать. Независимость всегда какая-то – финансовая, человеческая. А свобода – это миф», – заверяет мастер.

Скупой на слова и щедрый на творческие поступки, Иван Лубенников не перестает удивлять учеников, друзей, критиков вот уже много лет. Художник-монументалист, он неотделим от плоти города и знаком каждому по станциям метро, конструкциям Музея Маяковского, фасаду Театра на Таганке. Но есть Лубенников неизвестный, потому что часть его монументальных работ утрачена.

«Если картины остаются в галереях, у коллекционеров, то с монументалкой Лубенникова время поступило очень сурово. Прекрасные вещи, которые он делал в Звенигороде – вокзал он оформлял, замечательные вещи Трехгорной мануфактуры, практически не существуют», – говорит искусствовед Вильям Мейланд.

Теперь Лубенников предпочитает фиксировать все на камеру – так надежнее. Отчеты о создании его монументальных работ можно увидеть на стенах, рядом с картинами – ироничными размышлениями о себе, об окружающей действительности. Глядя на такие работы, сложно представить, что их автор еще и храмы оформляет.

«Совершенно невозможно себе даже вообразить, что у него есть еще один немаловажный дар – умение и понимание церковной архитектуры. Это белокаменная резьба, это интерьеры, росписи и так далее», – замечает архитектор Андрей Анисимов.

В центре экспозиции – перформанс – кабинет мастера. Размышление о себе, о творчестве, о цене свободы художника. В его мире и терновый венец, и лавровый – из рук музы.

«Тут разного рода венки и головные уборы. Когда мастер садится, он то как наказание жизнь воспринимает, то как лавровый венок», – поясняет Лубенников.

Хотя сам художник предпочел бы венкам – панамку. Не это ли лучший головной убор для философа, умеющего так подробно и с такой любовью наблюдать за миром?

Читайте также:
Масштабная ретроспектива работ Ивана Лубенникова открывается в столице

«Цена свободы» Ивана Лубенникова