02.04.2013 | 11:59

В Москве состоялся показ незавершённой картины Алексея Германа "Трудно быть богом"

Накануне, спустя ровно 40 дней после ухода из жизни Алексея Юрьевича Германа, в Москве, на праздновании 20-летия «Новой газеты» публика увидела его последнюю работу – экранизацию романа братьев Стругацких «Трудно быть богом». Увидела только то, что сделано при жизни мастера. Фильм Германа не завершён. Потому и жизнь его осталась незавершённой, жизнь капитана, спорить с которым о курсе было бесполезно и чревато скандалом. Он был бескомпромиссным, резким, курса не менял, и важны ему были только истинные ценности. Про них он снимал, за них он боролся, о них и его последний фильм. Рассказывают «Новости культуры».

Еще за час до начала сеанса – длинная очередь из желающих попасть на этот закрытый показ. Кинозал – один из самых больших в столице – здесь больше пятисот мест – забит до отказа. Картина, выхода которой ждут уже не одно десятилетие, о съемках которой уже снят отдельный фильм. Эту пока незаконченную работу Алексея Германа впервые показывают широкой аудитории.

«Он практически готов, не сведены часть пленок, просто технически, – рассказывает режиссер Алексей Герман-младший. – Здесь будет та версия, где не вся речь, где рабочий звук. На самом деле, степень готовности больше, но надо какие-то технические вещи доделать. Называться будет не Хроники Аркарнаской резни, а Трудно быть богом».

Решение, что картина будет носить то же название, что и повесть братьев Стругацких, Алексей Герман принял перед самым своим уходом. До этого категорически отказывался называть ее «Трудно быть богом». Не хотел, чтобы путали с другим фильмом, вышедшим в 89-м. Ту картину тоже, кстати, должен был снимать Алексей Герман, но киноруководству его кандидатура показалась слишком неблагонадежной. В итоге, к замыслу он вернулся только в 1999-м. Снимал 6 лет, еще несколько – монтировал. И даже с близкими друзьями отказывался говорить об этой самой главной своей работе.

«Герман вполне относился к тем, о ком великий английский скульптор Генри Мур сказал: когда художник рассказывает о замысле друзьям, он тратит ту энергию, которая понадобится ему для создания», – говорит режиссер, актер Андрей Смирнов.

Он неделями выстраивал планы, месяцами снимал одну сцену. Об этой работе давно говорили, как трудно быть Германом. Трудно быть и ее зрителем – об этом сразу же говорит Светлана Кармалита, вдова режиссера и его постоянный соавтор по работе над сценариями. Публике дает совет – следите за героем и все-таки разъясняет, что предстоит увидеть.

«Это момент тяжелых нескольких дней в жизни в этого государства и этой планеты, – говорит сценарист, вдова А.Ю. Германа Светлана Кармалита. – Это момент переворота, когда государство и так, прямо скажем, не очень-то веселое и для жизни не очень приспособленное, превращается в ад».

Сам Герман как-то раскрыл главную идею своей картины: зритель должен запомнить, «там, где торжествует серость, к власти рано или поздно приходят черные». Часть текста на этом показе пока с листа читает Светлана Кармалита. Но в этой незаконченной версии все уже так, как хотел сам Герман.

«Это все великая алхимия, тайна, это происходит неизвестно из чего, и весь этот процесс интересен», – считает актер Александр Филиппенко.

«Может, в том, что картина не закончена, ее очень большая ценность, – полагает режиссер Сергей Соловьев. – Но в этом состоянии картина хранит тепло рук художника, она, может, самая дорогая».

В общении часто едкий, даже язвительный, Герман хотел, чтобы впервые его картину показали именно 1 апреля. Это тоже ироничная усмешка режиссера – в день смеха показать, как уже говорят, самый мрачный, невыносимый свой фильм. Законченного варианта картины зрителям осталось ждать всего несколько месяцев – премьера запланирована на осень этого года.

Новости культуры