01.04.2013 | 20:30

Во ВГИК приехал Милчо Манчевски

Совместный проект ВГИКа и профессиональных учебных заведений США набирает обороты. Короткий метр не значит сделанный вполсилы. Подготовка к съемкам короткометражек под руководством американского режиссера Милчо Манчевски длится уже несколько месяцев. В декабре обладатель "Золотого Венецианского льва" и декан режиссерского факультета киношколы Нью-Йоркского университета провел кастинг и отобрал из студентов группу, которая будет создавать картины под его руководством. Сегодня во ВГИКе начались репетиции. Рассказывают "Новости культуры".

На этой встрече еще пока в кабинете Манчевски предупреждает сразу: он не будет читать лекций. Те, кого он выбрал, уже знают: его занятия – вопрос-ответ. Когда объявил о своем съемочном законе – вдохновение и дисциплина, Владимир Малышев осторожно заметил: неожиданности, конечно, могут быть, и тут же дал свой ректорский наказ о дисциплине. Такой международный проект во ВГИКе впервые, для студентов-актеров и вовсе шанс.

"Для наших студентов-актеров это просто пиар. Они, когда выйдут отсюда, у них в анкете уже будет написано: снималась у такого известного режиссера. И кто его знает, может, он еще будет снимать, и неплохо бы парочку пригласить", – говорит Владимир Малышев.

Американский македонец или македонский американец, Манчевски прогремел сразу же – дебютом, своим взглядом на события на Балканах. Фильм "Перед дождем" взял венецианского "Льва", Манчевски почти держал в руках "Оскар", но уступил тогда в схватке "Утомленным солнцем" Михалкова. В 2001 году его картиной "Прах", которая вновь привела зрителя на Балканы, Венеция открывалась. "Мы все рассказчики", - говорит он будущим режиссерам, актерам, художникам и просит быть готовыми к этим рассказам. 

"Тем, кто хочет заниматься кино, важно понимать, что для этого нужно сердце и ремесло. Как учитель я могу научить каким-то ремесленным вещам, могу показать тот способ, каким работаю я, как я делаю фильмы, каким путем иду. А что касается сердца – я выступаю, скорее, в роли такого дефибриллятора. Я хочу, чтобы они говорили от сердца. И я хочу оставить их потом наедине, подумать, что они из всего этого возьмут, я не хочу быть догматичным",  признается мастер.

400 квадратных метров, самый большой павильон ВГИКа, разделенный на несколько площадок. Съемочных групп – пять. В каждой свой оператор, актеры, даже продюсер следит за процессом. Режиссер один – сам Манчевски. Он же выбирал сценарии, все они фрагменты легендарных фильмов, их переводили на русский, правили, потом снова отправляли ему, добавляли декорации и раскадровки. 

"Милчо вообще по сценарию хотел делать все в комнате, но, поскольку у нас и так четыре комнаты, зачем делать еще одну? Я ему предлдожила сделать амбар, он сначала был против, но затем у нас была долгая-долгая беседа по поводу того, как это могло быть, и я его уговорила", – рассказывает студентка художественного факультета ВГИКа Юля Волкова.

В амбаре будут проходить съемки "Бонни и Клайда", но это не та знаменитая голливудская версия. ВГИКовская, говорят, будет правдивее. Как, еще пока непонятно, еще не все декорации есть, но Бонни с Клайдом уже репетируют трогательную сцену. На соседней площадке вот-вот начнется трудный разговор из фильма "Собачий полдень", Манчевски снова и снова требует повторить эпизод, появляется то в окне, то в квартире, спрашивает, какой объектив, насколько высоко находится камера.

"Мы часто любим поразмышлять, пофилософствовать, несколько вариантов, а здесь все очень четко: это и это, и ты просто делаешь по времени, по четкому графику, по расписанию, это очень здорово", – заверяет студент ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича) Дмитрий Гриневич.

"Он показывает технику. Говорит, как это технически сделать, то есть не в плане там чувствований – меньше чувствуй, сейчас давай пройдемся по ногам, отсюда до сюда... Много-много репетируем технически",  делится студентка ВГИКа (мастерская Игоря Ясуловича) Виктория Артюхова.

Здесь же, на площадке, и руководитель актерской мастерской – Игорь Ясулович. Своих, конечно поддерживает. Месяц у студентов будет непростым – обычно это время Манчевски только репетирует с актерами, а теперь нужно успеть и снять, и смонтировать пять короткометражных фильмов. 

Новости культуры