24.10.2011 | 10:22

София Губайдулина принимает поздравления с юбилеем

Сегодня поздравления с юбилеем принимает София Губайдулина. Ее имя в историю музыки вписано золотыми буквами наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым. В глухие семидесятые они составили тройку московских композиторов-авангардистов – в Советском Союзе в те годы это был приговор. Признание сначала пришло на Западе. Франция, Италия, США, Япония, Швеция, а также Германия, где Губайдулина живет с начала девяностых годов - не единожды удостаивали ее престижными наградами. Своим творчеством она опровергла устоявшийся тезис о том, что великих женщин-композиторов не бывает. Рассказывают «Новости культуры»

«Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путем», - сказал в шестидесятые годы молодой Софии Губайдулиной Дмитрий Шостакович. И эта дорога не была усеяна розами. В 1979 году ее музыка подверглась жесткой критике со стороны председателя Союза композиторов Тихона Хренникова. А сама она автоматически попала в черный список. Правда, к тому времени у нее было уже много поклонников среди исполнителей. И ее музыка продолжала звучать.

«У меня уже было имя. И под свое имя я как-то протаскивал. КЗЧ, консерватория, было и подпольно», - вспоминает народный артист России, исполнитель на ударных инструментах, коллекционер Марк Пекарский.

Самой Губайдулиной приходилось шифровать свои замыслы. Главная тема ее творчества – тема креста – была закрыта в Советском Союзе. Но композитор создавала сочинения на духовные темы – вслед за Бахом у нее появились «Страсти по Иоанну», вслед за Гайдном - «Семь последних слов Христа на кресте».

«Тогда оно не могло быть названо «Семь слов Христа», издали под другим названием – «Партита для виолончели, баяна и оркестра». Так и сыграли на «Московской осени» в МЗК», - рассказывает виолончелист, народный артист России Владимир Тонха.

И только в кино музыка Губайдулиной звучала открыто и под своим именем. В ее фильмотеке 25 лент, среди них - и мультики «Маугли», «Кошка, которая гуляла сама по себе», и художественные ленты – «Вертикаль», «Крейцерова соната», «Кафедра». Едва ли не самой заметной работой стал фильм «Чучело».

«Если бы не было там ее музыки, некоторые сцены не смогли бы состояться. Сцена на костре – это, прежде всего, ее музыка», - говорит виолончелист, народный артист России Владимир Тонха.

Среди друзей-исполнителей Губайдулиной те, кто сам не вписывался в академические рамки. Они с интересом принимали все ее эксперименты, главные из которых были направлены на поиски новых звучаний инструментов.
«Она занятно пишет, она общается с инструментами, как с живыми организмами, приходила домой. Она начинала играть, играть, и произведение появлялось», - объясняет народный артист России, исполнитель на ударных инструментах, коллекционер Марк Пекарский.

Софию Губайдулину уже давно включили в число «композиторов номер один» в мире.

«На скольких концертах играется ее музыка, она всегда понятна, она встречает заинтересованный и теплый прием у большинства публики. Это ее эмоциональное воздействие», - убежден композитор, худ рук Московской филармонии Александр Чайковский.

София Губайдулина много работает. Ей заказывают музыку мировые знаменитости. Скрипичный концерт она писала для Анне-Софи Муттер, которая в прошлом сезоне сыграла его в Казани и в Москве. На очереди -новые премьеры.

 Читайте также:

Коллеги и друзья поздравляют с юбилеем Софию Губайдулину