24.10.2011 | 10:32

Съезд Союза театральных деятелей России подводит итоги и строит планы на ближайшую пятилетку

Председателем Союза театральных деятелей в четвертый раз стал народный артист России Александр Калягин. Он был избран тайным голосованием на съезде СТД, который проходит сейчас в Москве. В целом работа Союза за прошедшие пять лет была одобрена. На съезде прозвучало, что за это время удалось «сделать главное – консолидировать театральное сообщество». Еще одно достижение в том, что во многом благодаря усилиям руководства СТД правительство приняло важнейший для отрасли документ – Концепцию развития театров до 2020 года. Рассказывают «Новости культуры».

Современный театр не может развиваться без партнерства с государством – эта мысль лейтмотивом звучит на съезде Союза театральных деятелей. «Прорыв» в «диалоге с властью» произошел летом, когда правительство России утвердило Концепцию развития театров на ближайшие девять лет.

В руководстве СТД понимают, что этот документ волшебным образом не изменит ситуацию. Предстоит огромная работа.

«Конечно, не закон прямого действия, ждать, что после принятия концепции сразу все театры получат деньги на новые постановки, поедут на гастроли, повысится зарплата – это нереально», – говорит Александр Калягин.

Еще одна проблема, считает Калягин, отсутствие центра управления российскими театрами – по его словам – единой дирекции. Он убежден, что невозможно заниматься кадрами, не зная расстановку сил по всей стране.

«Сегодня ситуация такова, что министерство культуры исключительно занимается федеральными театрами, а департаменты культуры – муниципальными, но всеми театрами, как единой системы, организованной по принципу сообщающихся сосудов никто не управляет», – говорит Калягин.

Эту точку зрения разделяют не все делегаты съезда.

«Есть министерство культуры, которое имеет отдел театральный, который обязан заниматься этими делами: театром, режиссерами, актерами и так далее, – считает народный артист СССР Олег Басилашвили. – В данном случае я не очень понимаю зачем это надо».

Много споров возникло и вокруг контрактной системы. По сути, в результате ее введения должна увеличиться зарплата артистов. Но стартовые позиции у театров разные, и не везде готовы к такой перестройке.

«А вот откуда взять эти деньги? – задается вопросом директор Салаватского государственного башкирского драматического театра Наиля Сафаргулова. – Для того, чтобы сделать достойной эту контрактную систему работы в театре? Сейчас же нас оставили только на государственные органы, дают только зарплату, коммунальные расходы и мизер на постановочные расходы».

«Скажем, где я работаю – у нас 80% артистов перешли на контракт по собственному желанию, мы создали условия, при которых это все произошло», – рассказывает художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Бородин.

Кстати, контрактная система – один из способов свести к минимуму конфликты между актерами и руководством. Правда, многие театральные деятели убеждены, что эти разногласия неизбежны. Они – форма эстетического противоборства.

«Театр Алексей Бородин это вообще не бесконфликтная организация, это по природе должны быть конфликты, – считает Первый заместитель Председателя СТД РФ Евгений Стеблов. – Поэтому и Станиславский с Немировичем имели разные позиции, лично не общались, общались через записки».

В планах СТД - забота о новом поколении режиссеров. Театрам нужны не только приглашенные постановщики, возросла потребность в новых лидерах.

«Некоторым из них предложить дать руководство театром небольшим, и в провинции. кого-то в очередные режиссеры, Чтобы окунулся в жизнь театра. Режиссеров надо взращивать. Ими надо заниматься постоянно!» – говорит Калягин.

Александр Калягин остается на своем посту. А значит во главе угла - здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям.