24.10.2011 | 15:58

Мастер-класс от режиссера Андрея Смирнова

Фестиваль независимого кино «Завтра» назвал имя победителя. По результатам зрительского голосования им стал дебютант Иван Черняев. Его фильм «Тяга» – это документальная история про поколение тридцатилетних мужчин, вышедших из спорта, про эпоху безвременья в России. Про эту же эпоху говорил с участниками фестиваля кинорежиссер Андрей Смирнов. Почти тридцать лет длилось его молчание, пока в этом году не был снят фильм «Жила-была одна баба». Просмотр новой ленты сопровождался мастер-классом режиссера. Рассказывают «Новости культуры».

Встречаться с Андреем Смирновым зритлелю выпадает нечасто. Он из тех кинорежиссеров, которые снимают редко, но метко, а временные промежутки между его картинами составляют почти 30 лет.

После его знаменитого «Белорусского вокзала» был еще фильм «Осень». Картину запрещали показывать в Москве, и желающие посмотреть на историю любви без партсобраний и жатвы ездили в Балашиху и Мытищи. Было еще кино «Верой и правдой» – после него не согласный с тем, что из его фильмов вырезают целые куски, Андрей Смирнов перестал снимать.

«Каждый был профессиональным лгуном, и другого выхода не было. Потому что, чтобы снять хоть что-то отличающееся от обычной жвачки, приходилось врать на каждом шагу. Как правило, как только был живой кадр, немедленно на это набрасывались редакторы. И на самом деле урон был эстетический огромный. Вот с этим смириться было невозможно», – заверяет мастер.

Переквалифицировавшись в драматурга, Андрей Смирнов создал несколько пьес. По его сценариям было снято в нашей стране три картины, сам он снимался в фильмах у Алексея Учителя и Андрея Звягинцева, но все это время, по словам самого Смирнова, продолжал оставаться кинорежиссером. Как только стало понятно, что большая советская машина цензуры перестает работать, у Смирнова возник замысел новой картины. Он даже называет точное время – ночь с 23 на 24 декабря 1987 года. «Снять картину об Антоновском восстании» – так записал режиссер на клочке бумаги.

«Мне хотелось сделать картину с воспоминанием о великих мастерах, что это означает в киноязыке – длинные кадры со сменой крупностей, со сложной мизансценой, с энергичным монажем, без всякого лиризма, я это в кино ненавижу», – признается Смирнов.

Источников у этой очень точной на детали картины очень много: от рассказов Чехова и Бунина о крестьянской жизни до научных трудов историка Забелина и, собственно, экспедиций самого Андрея Смирнова по Тамбовской области.

«Свадебное платье героини сделано по старой технологии. Оно домотканное, без единого шва, украшения сделаны руками. Они мордовские, ведь в Тамбове очень сильное влияния мордвы» – говорит режиссер.

Драма об Антоновском мятеже, где, по замыслу режиссера, рассказана «вся правда о страданиях крестьян России в первой половине ХХ столетия», пока еще не вышла за фестивальные рамки на широкие экраны. Но ради такого правдивого кино можно подождать еще немного.

Читайте также:
Продолжается фестиваль независимого арт-кино, «Завтра/2morrow»

Международный фестиваль независимого кино «Завтра/2morrow» открылся в Москве 

Международный кинофестиваль независимого кино "Завтра" открывается в Москве