24.10.2011 | 19:48

Большой театр: 4 дня до открытия исторической сцены

Большой театр – один из главных ньюсмейкеров последних лет, и особенно последних дней – готов к открытию своей исторической сцены. Об этом сегодня журналистам сообщили на пресс-конференции. Торжественная церемония состоится 28 октября. Будет организована прямая трансляция в 600 кинотеатрах всего мира. Телевизионную трансляцию вечера будут вести телеканалы «Россия-1» и «Культура», а спустя всего несколько дней – 2 ноября – всех ждет первая премьера: «Руслан и Людмила» Глинки в прочтении экспериментатора Дмитрия Чернякова. Рассказывают «Новости культуры».

В конце ХХ века Большой плелся в конце пятой десятки в мировом акустическом рейтинге. После реконструкции, похоже, все изменилось. Ему вернули не только исторический облик, но и уникальную акустику.

Первыми увидели историческую сцену большого театра 200 журналистов, представители 18 мировых информационных агентств и 43 телекомпаний. Их встретили пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова и Михаил Сидоров – представитель компании подрядчика.

Теперь Большой не узнать, он стал в два раза больше и уходит вниз под землю на шесть этажей. Бетховенский зал-трансформер, в котором камерная сцена находится прямо под Театральной площадью. От метро «Театральная» его отделяет звуконепроницаемая стена. Благодаря такому пространству число зрительских мест будет варьироваться.

Зрительское фойе, которое в советское время всегда называли Белым залом, потому что красили стены белой краской, теперь называется «Императорским». Здесь даже восстановлен императорский вензель и двенадцать уникальных гобеленов. В советское время на месте двуглавых орлов были дыры, так как ножницами вырезали царскую символику. Сами гобелены сдавали в химчистку, поэтому ткань начала осыпаться. Реставраторам пришлось поломать голову над тем, как восстановить уникальные произведения искусства.

Михаил Сидоров с гордостью рассказывает, что гобелены удалось восстановить только благодаря их самоотверженному труду: «Российские реставраторы взяли на себя ответственность. Они придумали ноу-хау: сделали специальную кисточку из хлопка и оттирали ткань ею, сантиметр за сантиметром. Так вот, чтобы оттереть все гобелены Большого театра, им потребовалось пять лет! После этого женщины, которые занимаются восстановлением гобеленов, смогли восстановить гладь - здесь нет ни одной провалившейся нитки».

Большой театр сейчас имеет возможность принимать людей с ограниченными возможностями. Здесь появились лифты и эскалаторы, а в самом зрительном зале есть места для инвалидных колясок. Театр организует продажу билетов по льготным ценам - всего за сто рублей. По словам директора театра, будет выделятся 396 таких билетов на каждый спектакль. Сам зал остался прежним, но зрительских мест стало меньше. Зато оркестровая яма вместо ста музыкантов рассчитана на 130. И конечно, все в голос говорят, что в Большой театр вернулась его уникальная акустика. «Об этом уже говорят эксперты, которые приехали в Большой театр, - говорит Михаил Сидоров. - Это говорят эксперты ЮНЕСКО, это эксперты-акустики, которые нас посетили, это оперные певцы, которые уже выходили на сцену и пели, это хор Большого театра, это оркестр Большого театра, - все они говорят о том, что звук стал лучше».

Сама сцена увеличилась – 21 на 21 метр, шесть этажей в высоту. Сцена дает возможность воплотить самые дерзкие проекты. Все компьютеризировано и напоминает Центр управления полетами. Эти уникальные возможности будут продемонстрированы уже на гала-концерте. Главный дирижер и музыкальный руководитель Большого Василий Синайский поддерживает интригу: «Очень много всяких технических решений. Вы знаете, Черняков большой мастер на это. И в течение 95 минут, как я примерно определяю хронометраж концерта, должно быть очень много эффектов».

Режиссер гала Дмитрий Черняков находится в состоянии стресса: еще полгода понадобиться для того, чтобы полностью освоить уникальную технику: Мы стараемся задействовать все возможности, которые сейчас театр имеет. Важно будет сейчас продемонстрировать эти возможности, все, которые на сегодняшний день работают, потому что театр в процессе запуска - это очень сложная вещь.

Уже сейчас на сцену Большого переносят основной репертуар исторической сцены. Готовят к постановке «Спящую красавицу» и «Руслана и Людмилу».

Для артистов балета будет использовано специальное покрытие, разработанное в Англии. Появились и новые репетиционные площадки - теперь оперные и балетные артисты могут работать одновременно, не мешая друг другу. «Большая реставрационная работа проводилась в доме Хомякова, где теперь потрясающие залы для репетиций оркестра, хора», - поясняет директор театра Анатолий Иксанов.  

Премьера «Руслана и Людмилы» уже второго ноября. Дмитрий Черняков, режиссер спектакля, обещает зрелище, соответствующее масштабу исторической сцены.

Все материалы о реконструкции Большого театра>>