29.03.2013 | 11:30

Работы театральных художников - в Центре современного искусства «Марс»

В Центре современного искусства «Марс» открылась выставка работ театральных художников. Можно считать это наглядной иллюстрацией и красноречивым дополнением к театральному фестивалю «Золотая маска». Декорации, эскизы, инсталляции, фотографии, сценические костюмы – это результаты работы примерно сотни авторов за минувший сезон. Былые заслуги – не тот критерий, которым руководствовались кураторы. Они пригласили и мэтров, и дебютантов. Главное – высокое качество сценографии, которое должно соответствовать высокому качеству режиссуры. Рассказывают «Новости культуры». 

Классика и новаторство, документальная точность и абстракция… На фоне буйства красок лаконичностью выделяются декорации для спектакля «Шуты Шекспировы». Сложно поверить, что их автор – не Казимир Малевич, а неоднократный лауреат «Золотой маски» Сергей Бархин.

«Квадрат не принадлежит только Малевичу! Почему? Во-первых, здесь черный квадрат, и красный квадрат, но они не квадраты – они же в пространстве.», - объясняет народный художник России Сергей Бархин.

Макет - основа будущей сцены. Завалявшаяся дома проволока, случайно найденная красивая бусина могут натолкнуть художника на идею. Сценографу Виктору Шилькроту подручные материалы подсказали, как создать зыбкую, подвижную стихию для спектакля «Алые паруса» .

«Там очень важная часть сюжета это - волны и ветер. Это музыкальная тема и сюжетная тема. Волны и ветер как образ этой жизни этого мира, когда это все захлестывает, и надо успеть увернуться, чтобы тебя не накрыло волной, - говорит художник Виктор Шилькрот. - А макет тут на самом деле получается. Такая однообразная работа подвешивать это все на ниточки, ну и выверять. За месяц в итоге сделали».

Так что пока ножницы и клей остаются спутниками сценографа, но их постепенно заменяют компьютерные технологии.

Декорации к спектаклю «Бидерман и поджигатели» - единственные на выставке -представлены виртуально. Картонный макет для них изготовлен не был – сцену строили сразу с компьютера. Такой технологичный подход сильно экономит время художнику, ведь иногда создание макета занимает больше времени, чем строительство сцены.

Одна из самых сложных работ - декорации для масштабнейшего спектакля «Война и мир». 30-тиметровая сцена Театра Станиславского одновременно должна была служить полем боя, на котором располагалось 550 солдат, и уютной гостиной. От идеи завесить часть сцены отказались сразу.

«Нам казалось очень важно это получить – огромное пространство, которое одно для всех и каждого в мире, и как оно меняется, когда в нем появляется трудная для существования огромная масса людей», - рассказывает народный художник России Владимир Арефьев.

Костюмы – такие же полноправные участники спектакля, как и декорации. Золото и атлас – для мюзикла, пестрые лоскутки – для детского спектакля, минималистичный черный наряд – для драмы. Но самый загадочный экспонат выставки – вообще не является предметом искусства сценографии. По словам автора – Юрия Харикова, - это своего рода символ мучительного творческого поиска театрального художника.

Новости культуры

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>