12.02.2011 | 13:34

Интеллектуальная игра "Ночь в музее". Премьера на канале "Культура"

На телеканале культура 5 февраля 2011 года стартовало увлекательное, полное неожиданностей и испытаний путешествие по музеям России – интеллектуальная телевизионная игра «Ночь в музее». Смотрите по субботам в 18:45.

В первом цикле игры зрители увидят восемь команд. Игрокам необходимо ответить на 12 вопросов и найти определенный предмет в хранилище музея. Место действия первых игр – Государственный исторический музей. Время действия – ночь, когда экспонаты, залы и интерьеры кажутся особенно загадочными. Самое подходящее время узнавать и открывать легенды прошлого. Главный приз – поездка в один из крупнейших музеев мира. В поисках сокровищ игроков сопровождает Хранитель. В играх первого цикла Хранителем стал доктор исторических наук, заместитель директора Государственного исторического музея Вадим Егоров.

Редкий музей открывает свои двери ночью и уж тем более – для игры. Директор Исторического музея Алексей Левыкин согласился, изучив все детали: «Это было довольно оригинальное, свежее и неожиданное предложение. Проект организован и проведен в соответствии со всеми условиями безопасности, поэтому никаких особенных беспокойств с этой стороны у нас не было. Мы же не боимся передавать экспонаты на выставки в другие города и страны. Существует целый комплекс работ, определенные музейные технологии, которые позволяют использовать экспонаты с условием определенного режима, контроля. Съемки проходили с соблюдением всех жесточайших норм сохранности музейных коллекций. Поэтому особенных переживаний мы не испытывали, но, конечно, контролировали весь процесс».

Авторы игры объясняют: в нашей стране огромное количество музеев, в которых представлены совершенно уникальные коллекции. Но, к сожалению, круг людей, посещающих музеи, очень ограничен, и он пока, увы, не расширяется. «Чтобы люди пошли в музей, нужна какая-то экстраординарная история», - уверены создатели проекта. Поэтому «Ночь музеев», по сути, задумывался как цикл передач-путешествий по разным музеям России, чтобы люди – участники и телезрители – туда попали и увидели, как же это все на самом деле интересно. «Это викторина, в классическом смысле. Это интеллектуальный "Форд Боярд", это игра, в которой можно, как на чемпионате мира по футболу выигрывать на всех турах, а в финале проиграть, но можно и выиграть», - говорит ведущий программы Андрей Максимов.
Директор музея Алексей Левыкин осторожнее в своих надеждах, хотя не скрывает, что был бы рад притоку посетителей после показа передач: «Телепередача, конечно, направлена на рост популярности музея, и мы надеемся, что успех данного проекта приведет к росту числа посетителей Исторического музея. Посмотрим по результатам. Надеемся, что эти результаты будут хорошими».

Евгений Бинов, автор и продюсер игры: «Мы очень благодарны телеканалу «Культура» за то, что он пошел на это соединение – музей и игра». Авантюра ли это? Директор ГИМа уверен, что называть проект авантюрой нельзя: «Я против такой характеристики для данной программы. Это достаточно продуманное решение, направленное на популяризацию и нашего музея, и отечественной истории вообще. Мы долго обсуждали его с создателями и творческой группой, был проведен большой комплекс работ, чтобы программа состоялась».

В каждой игре участвует команда из пяти игроков. Это люди, по роду своей деятельности не имеющие никакого отношения ни к культуре, ни к искусству: бизнесмены, сотрудники МЧС, служащие. Игрокам задают вопросы не только на знания, но и на сообразительность. Это командная игра, и очень важно, станут ли эти пять игроков команды по-настоящему сплоченным коллективом.

Обычно в командных игровых программах принято, что игроками являются либо обычные люди, либо специально набирается команда звезд. Но на «Ночи в музее» приняли решение, что известные люди культуры, если и будут принимать участие в программах, то наравне со всеми. Евгений Бинов подчеркивает: «Это было одной из наших основных задач, чтобы в этой программе участвовали именно простые люди "с улицы" – не интеллектуалы, не студенты, не знатоки».

Программа, как утверждают ее создатели, будет небезынтересна даже тем, кто очень хорошо знает экспонаты Исторического музея. Ведь некоторые предметы, которые задействованы в игре, многие годы находились в запасниках и хранилище музея и не были доступны широкому кругу посетителей. Вместе с игроками телезрители совершат путешествие по всем залам Исторического, смогут в буквальном смысле прикоснуться к истории от начала Руси до революции 1917 года. «Мы видели карету, на которой убегал из России Наполеон, мы видели лодку эпохи неолита, мы держали в руках старинные супницы времен Екатерины, и все это могут увидеть все посетители музея, - говорит Андрей Максимов. – Очень важно ведь объяснить людям, что артефакты – это очень интересно».

После съемок программы участники в один голос говорили, что это было незабываемо. Ведь, им представилась уникальная возможность почувствовать себя частью исторического процесса. И для многих игроков это радикально поменяло взгляд на музей вообще, многие впервые осознали, что музей – это «ужасно интересно».

Съемки в музее – сложный технический проект. «Безусловно, надо сказать огромное спасибо Историческому музею и всем его сотрудникам. Представляете, ночью запустить в музей двести человек,динамический свет, разрешить трогать уникальные экспонаты, и при этом ничего не повредили, ничего не нарушили», - говорит продюсер Евгений Бинов.

В дальнейшем авторы и продюсеры проекта планируют провести съемки программы в других музеях и городах: «Мы хотим, чтобы музеи были разные – и по названию, и по местоположению, и по содержанию: научные, исторические, художественные. Например, мы предполагаем, быть может, не в следующем цикле, а через, снимать в Петергофе. А следующую программу снять в Санкт-Петербурге для того, чтобы подчеркнуть, что это программа не только московская». Программа потребовала слаженной работы огромного количества людей. Евгений Бинов: «На «Ночи в музее» у нас была очень хорошая команда, без которой ничего бы не получилось. Это все те ребята, которые работали с нами над проектом – это оператор-постановщик Алексей Ганушкин, шеф-редактор Ася Друянова, режиссер Николай Шулик. Старались все, над программой работало огромное количество людей». И сотрудники музея стали частью этой команды. Андрей Максимов: «Для меня самого было важно понять, что музейные работники, все, даже охранники, это очень хорошие, особенные люди. Так, охранник, подойдя ко мне, говорит: «А хотите, я вам покажу кибитку Наполеона», - а ведь это рядовой служащий и совсем не экскурсовод!».