25.10.2011 | 11:12

Народная артистка СССР Галина Вишневская сегодня отмечает юбилей

Ее судьба складывалась не «благодаря», а «вопреки». Голодное сиротское детство в военном Кронштадте. Бездарные педагоги, едва не погубившие уникальный голос. Годы эмиграции, которые только закалили характер. Когда в 1952-м году Галина Вишневская была принята в стажерскую группу Большого театра, режиссер Борис Покровский написал: «Кто-то свыше, для проверки нашего чутья и справедливости заслал к нам молодую, красивую, умную женщину с экстраординарными вокальными данными…и дерзкой правдой на устах». И до сих пор Галина Павловна остается эталоном высочайшего профессионализма и исключительной человеческой принципиальности. А сегодня – принимает поздравления с юбилеем. Рассказывают «Новости культуры».

Не только на сцене, но и в зрительном зале Галину Вишневскую всегда встречают овациями. Кумир и для старшего поколения, и для студентов. Уже в детстве ее называли – артистка. Как-то на день рождения вместо игрушек подарили патефон и пластинки с оперой Чайковского «Евгений Онегин».

«Мне было девять лет, я сошла с ума, я пела, весь двор стонал: «замолчи, наконец, перестань петь». Это было не очень близко народу», – вспоминает Вишневская.

В ее жизни были и война, и голод блокадного Ленинграда. Она выстояла, продолжая мечтать о сцене.

«Семь классов образования, когда началась война, школы закрылись – блокада, вот и школа вся, – рассказывает Галина Вишневская. – Жизнь всему научила и сольфеджио научила, и петь научила, и выживать научила».

Несколько лет работала в жанре оперетты – по 25 спектаклей в месяц. Как-то на улице Галина Вишневская случайно увидела объявление о наборе в Большой театр. Был последний день конкурса. Пришла послушать. В антракте сказала: хочет участвовать, петь будет Аиду – одну из самых сложных сопрановых партий.

«Я никогда не выходила – извините, я вам спою, если можно, – говорит Вишневская. – Если я шла, то я шла: я хочу Вам спеть».

После прослушивания ее без диплома взяли в Большой. Консерваторское образование получала позже экстерном. Два десятилетия блистала в Большом – выпуская очередной спектакль, режиссеры и дирижеры настаивали: премьера – с Вишневской. Аида осталась среди ее знаковых ролей, и наряд для своей героини певица придумала сама.

«Просто прямое платье, одно плечо голое, другое закрытое, все, больше ничего на платье нет, – рассказывает Вишневская. – Меня везде видно, и все смотрят за мной, куда я в красном платье как фонарь хожу. Это было мое платье».

Среди знаковых событий ее жизни – встреча с Ростроповичем. Они поженились через четыре дня после знакомства. И хотя оба были состоявшимися исполнителями – так получилось, что до встречи он не слышал, как поет Вишневская, а она не слышала, как играет на виолончели Ростропович.

«Я в Большой зал Консерватории, а он в театр пошел на спектакль – посмотреть на ком женился. Захотел мне аккомпанировать. Не хотел, чтобы я с пианистом ехала на гастроли», – вспоминает Вишневская.

Первый совместный концерт в Эстонии. Накануне всего одна репетиция. «Репетируй со мной! Ты же учишь партию, не обращай внимания, пой свое, а я свое. Так он работал – привык. Это счастье, что он был», – говорит Галина Вишневская.

Покорив публику, в 47 лет Вишневская ушла из Большого и на долгие годы уехала из страны.

«Когда сказала Славе: садись, пиши заявление – уезжаем, это было не просто решение – это оторвала кусок, сердце вырвала, – говорит Вишневская. – Потеря театра, гениального режиссера Покровского, с которым сделала все роли».

Сейчас дело ее жизни – Центр оперного пения, сюда приходят оперные певцы с консерваторскими дипломами, учиться мастерству у самой Галины Вишневской.

К юбилею Галины Вишневской на нашем канале выйдет сразу несколько программ. В 19.50 смотрите передачу «В вашем доме». А сразу по ее окончании не пропустите – трансляцию из концертного зала имени Чайковского юбилейного вечера народной артистки СССР – «Вишневская, Vivat!».

Читайте также: 

Юбилей Галины Вишневской