28.03.2013 | 19:34

История театрального костюма - на выставке в Малом театре

На выставке, открывшейся в Малом театре, всего девятнадцать экспонатов, но в них история прославленной труппы. Это сценические костюмы, в которых играли корифеи академической сцены – Ермолова, Южин, Яблочкина. Здесь и боярские шубы, и платья, сшитые вручную, из богатейших тканей – шелка и бархата, украшенные кружевом. "Царская тема" вообще стала главной на этой выставке. Рассказывают "Новости культуры".

Превращение в музейный экспонат – лучшее, что может случиться с театральным платьем. В этих костюмах уже не выйти на сцену – тонкое старинное кружево просто рассыплется, как труха. Теперь их дом не костюмерная, как сто лет назад, а помещение с особыми условиями хранения.

"Здесь ценность именно в том, что они подлинные, что они прекрасно сшиты, и очень много ручной работы. Аура от этих костюмов – во первых, от тех мастеров, которые это делали своими руками, а во-вторых, от тех актеров великих, которые играли на сцене", – говорит руководитель творческо-информационного центра Малого театра. 

По лекалам некоторых из них до сих пор кроят костюмы для современных постановок. Но для простых зрителей эти произведения искусства – художественная материализация известных актеров – своеобразный способ общения с ними. Например, платье Гликерии Федотовой для роли королевы Елизаветы – 1886 года, рядом ее же костюм леди Макбет – 1889. Плюс три года, минус три размера – эту загадку уже не раскроет никто.

"Это абсолютно ручной труд, это долгие работы. Постановки не как сегодняшние, которые делаются быстро. Это могло длиться годами, очень трепетно. Бывали даже случаи, когда вводились актеры и в костюмах выходили просто на наметке на живую ниточку", – рассказывает художник-технолог по костюму, автор выставки Эмилия Герц.

Театральный костюм со сцены кажется величественным. Но вблизи, рассматривая детали, сложно не разочароваться. Эти экспонаты – исключение. Настоящее потрясение испытали музейщики, когда нашли одно платье – нашли и влюбились в него. Изумрудно-зеленое, с изящной ручной вышивкой, но вот кто в нем выходил на сцену, так и не узнали. Ручная работа здесь практически в каждом экспонате. Исключение – костюмы ХХ века. В одном из них еще совсем недавно Юрий Соломин играл царя Федора. 

"Когда хороший костюм, выполненный по историческим эскизам или, по крайней мере, стилизованный, только не у художника-ремесленика, а у настоящего художника, как на этой выставке, тогда это помогает не только актеру, но и зрителю. А это самое главное", – убежден театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР Борис Любимов

Костюм Александра Южина без реставраций прекрасно сохранился. И даже поведал историю – горбатого и хромого Ричарда III актеру помогали воплощать каблуки разной длины. А платье Отелло по просьбе Александра Остужева полностью перешивали, меняли ткань, цвет. Как у каждого театра свой призрак, так и у каждого костюма здесь своя история. 

Новости культуры