28.03.2013 | 15:53

Александр Митта: "Наша муза красивая, как ангел, и рабочая, как лошадь"

Сегодня отмечает юбилей режиссер и сценарист Александр Митта. С 80-летием его поздравили президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Режиссер говорит, у него нет секретов мастерства. Зато есть ремесло, которым он владеет в совершенстве и которому уже много лет с удовольствием учит. Но преподавание всегда идет у него рука об руку с творчеством. Митта уверен: это серьезный долг художника – развлекать. Рассказывают "Новости культуры".

На стеллаже в мастерской Александра Митты можно увидеть практически все, что было издано в мире о двух художниках - Шагале и Малевиче. Судьба свела их в Витебске в 20-х годах ХХ века. Об этой встрече и конфликте, переросшем в спор двух художественных школ, рассказывает новый фильм режиссера по его же сценарию. Кстати, ничего из книг на полке в картину напрямую не вошло. Кино не место для умных слов, повторяет автор.

"Умные слова говорит человек, чтобы было понятно – это умный человек. А когда представляешь Малевича, то он не просто умен, он гениален! Как сказать об этом, не говоря ничего умного, это была большая проблема", – признается Александр Митта.

Говорить о кино он может бесконечно. Вот уже четверть века ведет курсы для молодых кинематографистов. Накануне 80-летия свой обычный мастер-класс превратил в открытый урок. Три часа стоя, на одном дыхании рассказывал семи сотням слушателей, как собирать кино из паззлов-событий.

"Вам нужно поднять его интерес, чтобы в конце он испытал катарсис!", – подчеркивает режиссер.

"Наша муза красивая, как ангел, и рабочая, как лошадь",  любит повторять Александр Митта. Он начинал как художник-карикатурист, работал в "Крокодиле", как сам говорит, "пока кино не засосало". Уже первые картины Митты-режиссера принесли ему не просто российскую  мировую известность. Лента "Звонят, откройте дверь", в которой дебютировала Елена Проклова, получила "Льва" за лучший фильм для детей на фестивале в Венеции.

Сам Александр Наумович не считает себя первооткрывателем ни имен, ни жанров. Однако теоретики настаивают: именно Митта впервые поставил отечественный фильм-катастрофу. "Экипаж" вышел на экраны, когда о трехмерной компьютерной графике и не мечтали.

Однажды режиссер сказал: "Шанс застрять в истории российского кино есть только у одной моей картины  "Гори-гори, моя звезда".

По признанию Олега Табакова, образ режиссера, с пылом и страстью объясняющего сущность роли, актер срисовал с самого Митты.

"Вот когда я вспоминаю классику "Душой исполненный полет..." – это вот Сашка Митта. Он и сам по себе не богатырь, не Апполон, а вот эта "отвага на каждый день" у него в достатке", – заверяет народный артист СССР Олег Табаков.

В достатке и уверенности, и энергии, и невероятной широты кругозора. Человек, который знает все,  характеристика от Марлена Хуциева. Именно с Митты и для Митты слеплен Владик в фильме "Июльский дождь".

Возможно, в качестве "алаверды", а может из-за типажного сходства, Митта сделал ответный ход и пригласил Хуциева на роль князя в своей ленте.

"С его стороны, может, и было алаверды. Там у меня партнеры, которые стояли рядом со мной в первом эпизоде, они, так сказать, расхватали мои реплики. Я им все с удовольствием отдал, оставил себе одно слово – "безусловно", но они и это забрали в конце концов", – вспоминает народный артист СССР Марлен Хуциев.

На стыке фантазии, притчи и сказки, проникнута романтической и смешной, и печальной атмосферой, первое советское фэнтэзи  так называли "Сказку странствий" и музыкально-драматический "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". 

"Он легкий в работе, он такой подвижный, он непридирчивый, но знает, чего хочет, всегда", – заверяет народный артист РСФСР Алексей Петренко

"Искусство с большой "И" не мой лексикон", – заявляет Митта. Аргументирует: истинное вдохновение  то, что сродни счастью, в отдаленном приближении испытал только несколько раз в жизни. Преуменьшает, конечно.

"И то, когда картина уже двигалась к концу, когда я понимал, что-то я проваливаю картину, но переставляешь, добавляешь, убираешь, и вдруг ты понимаешь - есть!" – говорит мастер.

Он шел на компромиссы, вырезал, переименовывал, но ни в своем кино, ни в жизни, представься такая возможность, Александр Митта ничего бы не стал перемонтировать. Режиссер говорит: "Я закрываю эту дверь и иду дальше".

К юбилею мастера смотрите сегодня на нашем канале сегодня, в 20.45, документальный фильм "Александр Митта"

Новости культуры