28.03.2013 | 12:54

Театр "У Никитских ворот" отмечает свое тридцатилетие

«Мы шли путем, завещанным Станиславским: от студии к театру», – говорит о своем детище основатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» режиссер и драматург Марк Розовский. Разножанровый, смелый, собравший сплоченный актёрский ансамбль, театр отметил 30 лет со дня основания. Одним из главных подарков ко дню рождения стала книга «Дом, который построил Марк». В ней – и история самого театра, и биографии актеров. Рассказывают «Новости культуры».

Марк Розовский, как и положено хозяину этого театра-дома, гостей встречает у дверей. О юбилее в шутку говорит – «это катастрофа с оттенком праздника». Поздравления принимает недолго – уходит за кулисы.

Это, кстати, первый юбилей, когда оказалось возможным разместить всех гостей – и в фойе, и в зале. Больше десяти лет ютившийся в бывшей коммунальной квартире, театр «У Никитских ворот» в прошлом году, наконец, переехал в новое здание. Здесь не только зал на 200 мест, но и роскошь, еще недавно казавшаяся непозволительной – просторные гримерные и репетиционные залы.

«30 лет – мог бы театр трижды умереть и воскреснуть, и опять умереть, а он живет, потому что он ухватил жизненный нерв, радости жизни, праздника жизни», – отмечает художественный руководитель театра им. Е. Вахтангова Римас Туминас.

Вместо капустника и поздравительных речей на сцене – «Доктор Чехов». Постановка, с которой ровно 30 лет назад все и началось. В этом спектакле уже было все, чем потом прославится труппа, – легкость, ироничность, гротеск и невероятное желание завоевывать зрителя. И зритель покорился – тогда, кстати, еще самодеятельному кружку под управлением Розовского.

«Это было очень широкое течение в нашем искусстве – студийность, когда люди не за деньги, не за славу, а просто за сам процесс работали, – вспоминает композитор, народный артист России Максим Дунаевский. – Это давно забыто, к сожалению. Но здесь это приветствуется, и это существует, живет».

За 30 лет они собрали уникальный репертуар: с Кафкой соседствует Улицкая, а с Сорокиным – Толстой. Принцип Розовского: каждая работа должна быть испытанием. По-другому - не интересно.

«Иногда приходит публика чужая, – говорит Марк Розовский. – Надо радоваться этому или огорчаться? Думаю, что все равно надо радоваться, потому что если ты уважаешь своего зрителя, надо уважать даже ту публику, которая к тебе раньше не ходила».

После юбилейного вечера – никаких выходных. Все как обычно: по два спектакля в день. А еще репетиции главной премьеры этого сезона – «Гамлета». 30 лет - тот возраст, когда уже готовы ответить на вопрос «быть или не быть».

Новости культуры