27.03.2013 | 19:37

Секреты главного закулисья страны

27 марта – Международный день театра. Он отмечается ежегодно, начиная с 1961. С тех пор многое изменилось: романтические концепции "театра-храма" и даже "театра-дома" постепенно и закономерно уходят в прошлое, но некоторые функции "иллюзиона" театр все же сохранил. А создание иллюзий – дело техники. В Большом это понимают: сегодня, в честь профессионального праздника для прессы открыли важнейшую часть "главного закулисья страны". Рассказывают "Новости культуры".

Про старые ангары, в которых хранились декорации Большого, уже забыли. Сейчас это ультрасовременный комплекс размером с десятиэтажный дом.

Декорации к "Царской невесте" загружают в специальный контейнер, и он отправляется в складской комплекс, где находятся 518 таких контейнеров, которые обслуживают около ста спектаклей Большого театра. Две станции управления, два диспетчера обеспечивают работу этого огромного склада. Из Большого театра приходит заявка на спектакль, а остальное уже дело техники. 

На каждом контейнере штрих-код. Погрузка и разгрузка – дело автоматов. Все происходит за считанные минуты.

"Платформы, нак которых стоят декорации Большого театра, ставят на контейнеры. После этого они уезжают в театр и сразу загружаются на сцену", – поясняет член исполкома попечительского совета Большого театра Михаил Сидоров.

Отработанные декорации возвращаются на свое место. Компьютер точно знает, куда нужно привести драгоценный груз. Вода и огонь ему здесь не страшны. 

"Есть система подачи азота, снижающая кислород в воздухе, и процесс горения становится невозможным", – рассказывает заместитель заведующего художественно-постановочного комплекса Валерий Дружинин

Цех художников. Расстояние от балкона до пола такое же, как в Большом от первого ряда партера до сцены. Художник может оценить воплощение своей идеи в реальном масштабе. 

Пространство, где происходит технический монтаж, тоже соответствует исторической сцене Большого – 21 на 21.

"Здесь находятся 28 планшетов, можем монтировать не только мягкие, но и жесткие декорации", – отмечает заведующий художественно-постановочного комплекса Павел Куликов

Здесь творят бутафоры. Все, чем славятся спектакли Большого, создают здесь и сейчас: от трона и икон до фруктов и сабель. Не отличишь от настоящих. 

Здесь, как в типографии, отпечатают рисунок любой сложности, любой фактуры – на ткани, линолиуме, обоях. Сейчас в работе двадцатиметровый занавес. Его делают на хлопке. Рядом красят, сушат и пропитывают ткани, чтобы были пожароустойчивыми. Рулон в полтора километра за три часа, и это не предел. Если нужен барельефный рисунок, идут в другой зал. Здесь орнамент любой эпохи – от античной Греции и Древнего Рима до авангарда – сделают за несколько часов. А эта швейная машина за две минуты прострочит шестнадцатиметровую полосу. Два оператора следят за тем, чтобы концы ткани не сбились, все остальное делает компьютер.

Центр рассчитан на четыреста человек. Сейчас здесь работают 130. Но все они мастера своего дела – таких поискать. Да и сам центр, больше похож на научную лабораторию. Немногие театры в мире могут позволить себе такую роскошь. 

Новости культуры