27.03.2013 | 11:18

Минувшей ночью московские театры распахнули закрытые двери для всех желающих

День театра начался с… ночи. В этом году Международный День театра в Москве отмечают грандиозно. Накануне праздника почти два десятка театральных площадок столицы приготовили специальную программу и распахнули свои двери не только на время спектаклей. Рассказывают «Новости культуры».

В естественных исторических декорациях играют сцены из «Мастера и Маргариты». Кажется, ничего особенно в этом нет – такое давно модно в театре. Вот только времени на часах – 11 вечера.

В старинном неоготическом замке в центре города собрался театральный бомонд. Несмотря на будний день, многие пришли сюда после съемок и спектаклей.

«Сколько уже можно клубиться по клубам. Пора уже ходить в театр – хотя бы по ночам, – говорит актер Гоша Куценко. – Ночь, театр, это трогательно. Я однажды, знаете, где ночь провел? Я однажды ночь провел в самом великом театре – театре-музее всех времен. В Колизее в Риме. Я прокрался ночью, написал кучу стихов, сидел – молодой, счастливый, пьяный».

Королём бала – инициатором ночи в театре – стал известный режиссер Роман Виктюк. Свое романтическое видение роли театра этой ночью с удовольствием делит с друзьями.

«Театр – это единственное место в мире, больше такого нет, когда человек с человеком может, посмотрев в глаза, захотеть любить, – говорит Роман Виктюк. – Аплодируют ведь в театре не артистам, а себе. Человек еще имеет потребность и способность любить».

Репетиция сцен из «Сада Маркиза де Сада», рок-концерт, Иван Бездомный, беседующий с Мастером на мраморной лестнице… События развиваются одно за другим, в обычном театральном хаосе. Даже самые верные рыцари театра признаются: такого на их памяти еще не было. А ведь театр для многих из них – смысл жизни.

«Сейчас театр приспосабливается, или, вернее, выражает то новое, что появилось в жизни, – отмечает народная артистка СССР Вера Васильева. – Не все мне нравится, что бывает в театре, я немножечко воспитана в классическом, психологическом театре, но когда это бывает талантливо – я чувствую это, приветствую и понимаю, что не вечно ему быть таким, какими мы были когда-то. Жизнь вносит свои коррективы».

А в это время в Центре имени Мейерхольда ночные театральные бдения развернулись сразу в нескольких залах. Известный провокатор Клим – режиссер и драматург, один из лидеров поискового театра 80-90-х годов проводит открытую репетицию «Анны Карениной», выбирая артистов прямо из публики.

В соседней аудитории театральные критики ведут беседу о Климе и театре того времени.

«Мы думали, что на этом третьем этаже у нас будет такая атмосфера – здесь будут гулять три любителя, три заблудших овцы, которым будет интересно послушать про эзотерический театр Клима, – признается заместитель художественного руководителя Театрального Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская. – Оказалось, что какая-то адская толпа прибежала, и мы не справляемся с ней – это очевидно».

Работать здесь решили, что называется, до последнего театрала. Мероприятия в каждой комнате будет повторяться снова и снова – до тех пор, пока не иссякнет поток желающих. Хоть до утра.

Зрители делятся впечатлениями:

- На самом деле, очень интересно. Такой подход необычный, работа с публикой, все получается по-театральному, при этом есть некий экшн, очень здорово, приятно.

- Я вообще очень люблю спектакли, очень люблю смотреть театральные постановки новые, и сегодня удалось случайно вырвать время, и мы надеемся всю ночь гулять по театрам.

- Меня удивило, что здесь много молодежи – студенты, школьники, очень приятно сознавать – раньше больше бабушек видели, взрослых людей и у них есть возможность увидеть все вживую, познакомиться с новыми постановками, увидеть театральных деятелей близко.

Нарушать порядок вещей, переворачивать все с ног на голову, от души мистифицировать, а потом приоткрывать завесу тайны – это в сущности и есть театр. И похоже, сегодня он интересен не только как продукт эстетического потребления, но и как место общения. Люди хотят и смотреть за происходящим, и активно во всем участвовать.

Новости культуры