26.10.2011 | 19:44

В Эйндховене проходит Неделя голландского дизайна

Как превратить моногород с градообразующим электроламповым заводом в претендента на звание столицы мирового дизайна? Об этом знают жители города Эйндховен. В эти дни там проходит Неделя голландского дизайна. Триста мероприятий на шестидесяти пяти площадках, в которых участвуют не только полторы тысячи дизайнеров, но и сто шестьдесят тысяч туристов. Для города с населением в 200 тысяч жителей – цифры впечатляющие. Но дело не только в цифрах, в этом убедились корреспонденты «Новостей культуры».

Материал бесценен, а труда не жалко – на этом принципе Пит Хайн Эк построил свою студию дизайна и совершенно безотходное производство.

«Мы собираем все, что остальные выбрасывают, и делаем из этого вещи, – говорит дизайнер. – Наши собственные мусорные баки пустуют».

Большой экономист, один из своих стеллажей он назвал 99 целых 12 сотых процента – это значит - отходов при его изготовлении совсем ничего, но и им, можно не сомневаться, найдут применение. «Лоскутная» мебель Пита Хайн Эка – икона голландского дизайна. Экологичного, социально-ответственного, критичного по отношению к условиям производства. Его вещи объединяет не стиль, а вера в необходимость сохранения энергии. Ни материалами, ни идеями не разбрасываться – все в дело.

«Места у нас немного, ресурсов тоже. А вдруг дерево, из которого я собираюсь вырезать стул – последнее на свете?» – говорит Пит Хайн Эк.

А вот отходы в отличие от ресурсов не иссякают. И что с ними голландцы только не делают!

«Наше изобретение – макулатурное дерево, – рассказывает дизайнер Ариан ван Радсховен. – Нераспроданные тиражи газет мы превращаем в пенек, его можно распилить вот так. Свойства у этого материла, как у древесины».

Слово «ресайклинг» они заменили на «ап-сайклинг» – сырье здесь не перерабатывают, а совершенствуют.

Дизайнер Дирк ван дер Кой показывает крошку, которая образуется при переработке холодильников: «Мы ее просеиваем, плавим, пишем программу для 3D принтера, и он одной непрерывной линией рисует наш стул».

Процесс завораживает, собирает болельщиков: 400 метров пасты из холодильничной крошки, полтора часа времени – и вот «бесконечный стул» Дирка ван дер Коя – не только под потолком его студии висит, но и на премию «Золотой глаз» претендует. Наравне с игольчатой тканью, придуманной Бартом Хессом для Леди Гага и программой, которая визуализирует финансовый кризис. Вручение премии – одно из событий фестиваля голландского дизайна.

Район Страйп голландского города Эйндховен - фабричный, вокруг фабричные корпуса, но ходят по этим улицам не рабочие, а любители дизайна. Здесь, где в 1891 году возникла первая фабрика по производству ламп накаливания, сегодня проходит Неделя голландского дизайна
После того, как электроламповое производство перевели в Китай – пустующий заводский квартал на льготных условиях отдали выпускникам местной Академии дизайна - под студии. Жизнь города изменилась. На время фестиваля его население удваивается. Приезжают сюда со всего мира. Поглазеть на исторические ремесла, спуститься в заброшенный цех, где, будто в пещере горного короля, мерцает стекло, следить за инновациями и игрой ума в здании завода «Страйп – эс». Лопаты здесь превращаются в табуретки, две части одной лампы удерживает магнитизм, и каждая вещь на свой лад демонстрирует индивидуальность дизайнера.

«Дизайн Голландии не имеет стереотипов в отличие от других стран, он действительно свободен, – говорит галерист из России Лина Перлова. – Это свободное мышление, свободное творчество».

Не только свободен, но и демократичен. Фестиваль хоть и десятый, открывался без пафоса: лучшие люди города по черной лестнице поднимались на заводскую крышу. Не столько, чтобы акробатические трюки увидеть, сколько вглядеться в лица лучших голландских дизайнеров.

«Дизайн - это то, что помогает нам отличаться друг от друга, – говорит Джон Липпинкхоф, основатель Недели голландского дизайна. – Технологии сегодня повсюду едины, индивидуализирует дизайн».

По мнению директора Недели голландского дизайна Ханса Робертуса, «дизайн – не стиль, не объекты, а идеи, которые способны изменить мир».

При таком серьезном отношении к делу дизайн, действительно, способен на многое. Например, на превращение небольшого индустриального города в столицу европейского дизайна.