26.03.2013 | 11:16

Театр Et Сetera отмечает юбилей

Столичному театру Et Сetera под руководством Александра Калягина исполнилось 20 лет. Его латинское название – кратко и лаконично, в переводе, как известно, означает, «и так далее». Таков и весь театр. Умный, чёткий, точный, органически связанный с прошлым, но нацеленный на движение вперёд, на продолжение, на развитие и так далее. Его вектор задавали такие мастера, как Роберт Стуруа, Адольф Шапиро, Дмитрий Бертман, Александр Морфов. Краткий обзор достижений Et Сetera представляет выставка в театральном фойе. А в программе праздничного вечера – спектакль «Буря» по Шекспиру. Рассказывают «Новости культуры».

Когда театру, которому сегодня исполняется 20, строили это новое здание, Александр Калягин сам работал с архитекторами. Настаивал, чтобы оно сочетало самые разные стили. Ведь такая эклектика отображает неординарность и многообразие того, что происходит внутри.

Сегодня здесь – день рождения, который отмечают без привычного капустника, официоза и поздравительных речей – спектаклем.

«Взяли за основу “Бурю”, – рассказывает Александр Калягин. – А дальше все пост-пост-пост-модернистские всякие режиссерские веяния, они случайно получились. Их нету. Это расслабленная фантазия».

Александр Калягин не со стороны наблюдает за этой фантазией. Как и положено, он здесь на сцене – главный герой – великий волшебник Просперо. Из шекспировской трагикомедии Роберт Стуруа сделал короткую шутку в авангардистском стиле.

«Длинный день рождения – это ужасающе, – считает Роберт Стуруа. – Мы хотели, сделать этот спектакль, слегка пародируя, его разорвать».

Знаменитая история на тему мести разорвана акробатическими номерами от духа воздуха Ариэль и неожиданным появлением Нины Заречной из «Чайки».

«Театр должен начинаться с Чехова», – всегда уверял Александр Калягин. Первый спектакль в Et Cetera был «Дядя Ваня». Но репертуар у театра всегда был оригинальным. Открывал имена драматургов и режиссеров, ставил новые, малоизвестные или забытые пьесы.
«Он старается всё-таки дать место молодым, у него выросли замечательные молодые ребята, – говорит худрук Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой. – Он позволяет себе выбирать репертуар, который представляет определенный риск, в котором играет сам».

В этот вечер фойе театра еле вмещает тех, кто пришел на юбилей. Знаменитых гостей, друзей и поклонников Et Cetera никто не отменял сегодня.

«Он действительно входит у меня в обойму любимых московских театров, – признается худрук театра «Ленком», народный артист СССР Марк Захаров. – Я думаю, что Александр Калягин сделал большое дело, создав этот новый, непохожий ни на какого театр».

Несмотря на непохожесть, Александр Калягин всегда подчеркивает – важно, чтобы постановки были доступны каждому зрителю. По его словам, «И профессор, и сантехник должны смеяться и рыдать. Тогда это искусство»

«Тут игра, понятная не только для самих актеров, но понятная и зрителям, и мне, и понятно, во что они играют», – отмечает худрук театра имени Вахтангова Римас Туминас.

На логотипе театра – надпись «вечное движение». Идея обновления, постоянного развития заложена и в самом названии, которое, как вспоминает Александр Калягин – долго придумывал двадцать лет назад. Ведь этот художественный руководитель всегда хотел, чтобы лицо его театра отличалось от всех остальных.

Новости культуры