27.10.2011 | 11:33

Феномен провинциальной культуры

Международная научная конференция «Краеведение как феномен провинциальной культуры» открывается сегодня в Омске. Участники – более ста российских и зарубежных исследователей – посвятили встречу 125-летию со дня рождения историка и краеведа Андрея Палашенкова. К юбилейной дате на здании Омского историко-краеведческого музея установлена мемориальная доска. А в залах проходит выставка «Подвижник краеведения», на которой впервые представлен уникальный материал, собранный и систематизированный ученым. Рассказывают «Новости культуры».

Галина Буслаева, хранитель фонда личных архивов Омского государственного историко-краеведческого музея, показывает тетрадку: «Вот фантики примерно 50-60-х годов прошлого века».

Для Андрея Палашенкова, археолога, историка, краеведа, конфетная обертка – это такой же знак времени, как археологическая находка. В начале 20-х годов прошлого века стараниями ученого в Смоленске были созданы мемориальные музеи Глинки и Пржевальского, спасен от переплавки бюст Михаила Кутузова и сохранен памятник участникам войны 1812 года. В 34-м году, когда по всей стране закрывались краеведческие общества, а коллекции, собранные ими, уничтожались, Палашенкова обвинили в «противодействии проведению мероприятий Советской власти».

«Было заведено дело, по нему проходило все общество изучения дворянских усадеб, по этому делу он был приговорен к трем годам лишения свободы, сослан и отбывал наказание в Карагандинском лагере», – рассказывает Ольга Безродная, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея.

Палашенков и в лагере умудрялся заниматься любимым делом – он был ответственным за музей «по переделке природы и перековки человека», срок ему сократили. Он обследует Кремль, могилы декабристов и другие памятники Тобольска. В 38-м году под руководством Палашенкова были проведены археологические экспедиции к месту, где когда-то находился город Искер – столица последнего сибирского хана Кучума. Во время экспедиций на Обский Север его снова арестовали. Но и после этого ученый не оставил краеведение. В 1939-м он под страхом смерти вывозит из полуразрушенного храма города Березов иконы, церковное облачение, книги.

«Когда Андрей Федорович приехал в этот собор иконы находились в таком состоянии, что даже сам краевед не смог сразу оценить в полной мере их значимость, – рассказывает Евгения Бежан, заместитель директора Омского государственного историко-краеведческого музея. – Он их вывез из этого собора, через некоторое время собор был взорван».

Более шести десятилетий иконы XVIII века, которые специалисты относят к редким образцам Сибирского ренессанса, по идеологическим соображениям хранились в подвалах омского краеведческого музея. «Березовские» святыни, выполнены тобольскими мастерами во «фряжской» манере письма масляными красками на холсте. Реликвии больше трех лет восстанавливала омский реставратор Наталья Минько. Во время работ на подкладе была обнаружена подпись: «Пожертвована княжнами Меньшиковыми и Долгорукими». Уникальный «Березовский комплекс», как и большинство экспонатов на выставке, публика увидит впервые.