22.03.2013 | 20:05

"Вещь Штифтера" на "Золотой маске"

"Легендарные спектакли и имена" – интерес к этой программе "Золотой Маски" традиционно высок. В Москву привозят театральные работы из разных стран, ставшие событием, оказавшиеся в центре бурных дискуссий. Сегодня в афише – спектакль "Вещь Штифтера" Театра Види-Лозанн из Швейцарии. Премьера состоялась в 2007 году. Это музыкальная постановка-инсталляция, в которой на сцене не появляется ни одного актера или музыканта. Рассказывают "Новости культуры".

Свет в зале гаснет, а люди в униформе продолжают неспешно раскладывать по сцене разнообразные предметы. Зрителю не сразу станет понятно, что действие уже началось. Медленно просыпается морская соль, небольшие бассейны неспешно заполняются водой, водная гладь постепенно оживает отражениями. В медитативной композиции социолога, композитора и режиссера из Германии Хайнера Геббельса главные герои – предметы, детали и звуки. Песни греческих женщин, приветствующих заблудших моряков, мистические звуки из Южной Америки и Папуа Новой Гвинеи, звуки дождя, крики диких животных. Эклектика звуков, этнографические встречи – целая коллекция из путешествий по всему миру, накопившаяся за много лет.

В центре сцены – пять пианино. Разобраны почти до основания и нашпигованы новыми механизмами. Играют вариации на музыку Баха, скрипят, щелкают, дуют. При этом ни одного электронного звука – только естественное, хоть и необычное, звучание.

"Посмотрите, какое качество дерева. Стучишь, и выходит вот такой интересный звук. Бьешь по металлической рамке, и вот такой звук получается. Неожиданно, да? От обычного пианино таких не услышишь. Гораздо привычнее такой вот звук, но таких-то мы как раз и не издаем", – демонстрирует дизайнер звука Вилли Бопп.

В движение физико-мистическую машину приводит специальный пульт. Легкое нажатие одной кнопки – и маленькая машинка начинает звучать.

В литературной основе спектакля – тексты Адальберта Штифтера, австрийского романтика начала XIX века. Это не инсценировка и не "по мотивам". Избранные цитаты и взятый на вооружение главный принцип – внимание к деталям, тонким штрихам.

Никакого послания в своей работе режиссер не шифрует – ставит чистой воды эксперимент. Просит зрителя потратить час своей жизни на медитативное созерцание предметов, причудливо зарифмованных, неожиданно звучащих. И дать свободу своей фантазии. 

СИНХРОН Хайнер Геббельс, автор идеи, композитор, режиссер
"Главный вопрос нашего эксперимента – возможно ли создать сценическое произведение и удержать внимание аудитории в течение часа без участия актеров? Мы работали полтора года и за это время поняли, что истинное внимание к деталям появляется только при сильно замедленном действии".

Подозрения в актеро-ненавистничестве Хайнер Геббельс отвергает категорически. Постановка с предметами и звуками в главных ролях была и остается единственной в его практике. С тех пор сделан уже не один актерский спектакль. Эксперимент же остался экспериментом. А главной наградой за него Геббельс считает реакцию публики, от которой доводилось слышать не однажды: "На сцене нет никого, кто бы объяснил мне, что я должен думать". 

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>

Новости культуры