22.03.2013 | 19:38

Живописные метаморфозы Валерия Каптерева

Круг художников, чье творчество в советские годы оказалось под запретом, с каждым годом сужается. Еще одно имя вышло из тени благодаря Третьяковской галерее. Там открылась выставка работ Валерия Каптерева. Он прожил долгую жизнь, много работал, но не удостоился ни одной выставки. Не терял оптимизма и вместе с женой – поэтом и музыкантом Людмилой Окназовой  творил, вопреки всему, что их окружало. Выставку в Третьяковке назвали "Живописные метаморфозы Валерия Каптерева". Рассказывают "Новости культуры".

Долгие десятилетия для широкой публики художника Валерия Каптерева не существовало. Он разделил судьбу многих своих коллег – обвиненный в формализме, был лишен возможности выставляться. Сегодня интерес к нему огромен, но большая часть самых ярких, экспериментальных работ Каптерева не сохранилась.

"Трудно сказать, сколько было этих работ и как конкретно они исчезли. По рассказам современников, во-первых, в его квартире был пожар, и какая-то часть работ сгорела. Потом он постоянно находился в экспедициях, и его творчество все время распределялось между Казахстаном, средней Азией и Москвой", – поясняет заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Татьяна Ермакова.

Картины, оказавшиеся в Алма-Атинском художественном музее, в 1949 году были объявлены идеологически вредными и целеноправленно уничтожены. Сохранились наброски со среднеазиатских экспедиций. Каптерев принимал в них участие как штатный художник. Не имея возможности выставляться, он устраивал квартирные выставки, которые в 1970-е были популярным местом общения московской интеллигенции.

"Он ставил мольберт, загораживал газетой лампу, на которой не было абажура, и показывал работы, а сам смотрел на лицо человека, который смотрит: "Ну как?", – рассказывает хранительница наследия Каптерева, художница Елена Колат.

Лишенный источника существования, но не терявший жизнелюбия, Каптерев свои картины продавал за копейки и всегда переживал, что из-за нужды не мог подарить их просто так. 

"Работы, построенные на геометрии форм, и в то же время очень раскованные в живописном плане, такие экспрессивные, эмоциональные, окрашенные романтическим порывом", – отмечает кандидат искусствоведения Елена Грибоносова-Гребнева.

Еще в 1930-е годы Валерий Каптерев передал в Третьяковскую галерею две свои ранние работы. Именно они и остались единственными сохранившимися полноценными полотнами того периода – позволили искусствоведам вписать творчество Валерия Каптерева в историю советского искусства.

Читайте также:
Живописные метафоры Валерия Каптерева в Третьяковской галерее

Новости культуры