27.10.2011 | 16:41

"Керамика в древнем и современном искусстве" – выставка в Омске

«Керамика в древнем и современном искусстве». Новый выставочный проект в Омске представляет археологические находки и работы современных художников: от момента появления керамического изделия на территории Прииртышья и до наших дней. Коллекция уникальных раритетов, где возраст самых древних датируется III тысячелетием до нашей эры, представлена зрителям впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Уже в III тысячелетии до нашей эры на территории Омского Прииртышья были мастера-керамисты. Это подтвердили результаты археологических экспедиций 80-х годов прошлого века. Коллекция уникальных находок в полном объеме впервые представлена зрителю. Толстые стенки, острое или закругленное дно – сосуды размещали между камнями очага, и лепной декор. Такой была древняя сибирская посуда.

«Одна из главных отличительных черт: она вся лепная. До прихода русских в Сибирь гончарного круга местное население не знало. Вся керамическая посуда производилась вручную, она лепилась различными способами», – говорит заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Игорь Глазов.

Гончарная керамика, найденная в древних сибирских городищах, по мнению специалистов, импортная. Один из сосудов был привезен из Приаралья.

«Возможно, это было связано с тем, что было погребение, скорее всего, вождя, и возможно, что для участия в похоронах приезжали представители различных племен», – поясняет Игорь Глазов.

В экспозиции представлена и первая, по утверждениям археологов, фляга для вина. На ее дне был обнаружен винный камень. Чтобы дорогой напиток не расплескать при перевозке, придумали особую форму сосуда: одна сторона выпуклая, другая – плоская. Сосуд как образ мира. Эта идея стала экспозиционной основой омской выставки.

«Сосуд "куб" – это многоведерный сосуд. Он мог быть многофункциональным. В нем и кипятили белье, с золой отбеливали. Он использовался и для квашения огурцов, капусты. В нем могли готовить и корм скоту», – замечает хранитель коллекции народного искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Анна Царегородцева.

Ендова, кашник, и горшок. Они до сих пор используются в быту у деревенских жителей. Древние формы, созданные на гончарном круге, символизируют круговорот жизни. Спустя века утилитарная вещь стала произведением искусства, источником вдохновения для современных художников.