28.10.2011 | 10:06

Шесть лет спустя: Большой поднимает занавес

Этого дня ждали не только москвичи. Шесть лет кропотливого труда лучших реставраторов России. Шесть лет надежд, опасений и бурных споров. Регулярные подробные отчеты о каждом этапе сложнейших восстановительных работ. И вот реконструкция исторической сцены Большого завершена. Сегодня вечером главный театр вновь распахнет свои двери – в буквальном смысле слова, для всей планеты. Трансляцию гала-концерта открытия будут вести около шестисот кинотеатров мира. А жители и гости столицы увидят грандиозное действо на специальном экране, установленном на площади перед театром. За последними приготовлениями к торжеству наблюдали «Новости культуры». 

Самая долгая и самая сложная реконструкция Большого театра закончена. За кулисами, исторической сцены снова кипит театральная жизнь. Вот только в касках и спецовках трудно сразу признать артистов Большого. Режиссер концерта Дмитрий Черняков – эту реконструкцию - шесть лет надежд, разочарований, отчаяния и снова надежд уложил в сценические пять минут. Даже настоящий Камаз на сцене – новое пространство – шесть этажей в высоту и 21 метр в длину - и не такое позволяет.

Это на видео Большой рождается прямо на глазах, обрастая лепниной, мрамором, колоннами и портиком – в реальной жизни подрядчики постоянно менялись, дважды переносился срок открытия, отклонили девять проектов. Еще два года назад на месте сцены летали птицы. Само здание едва успели спасти от грунтовых вод, поставив его на тысячи свай. «Для всех меценатов завершение реконструкции Большого – личная победа», – так считает председатель исполкома Попечительского совета – представитель банка ВТБ Александр Будберг.

«Для меня это момент национального торжества, потому что ничего подобного в России, наверное, не было в области культуры лет двадцать. Банк наш будет и дальше поддерживать Большой театр, потому что для нас это один из приоритетов, и мы являемся спонсорами постановки «Спящая красавица»», - говорит председатель исполкома Попечительского совета Большого театра Александр Будберг.

«Спящая красавица» - одна из первых премьер на исторической сцене. В этом гала Черняков показывает все ее возможности. До сих пор по техническому оснащению Большой плелся в конце пятой десятки своих конкурентов. Теперь не только исторический облик возрожден, театр обзавелся суперсовременной техникой. Ригельные башни бесшумно поднимают контейнеры под крышу и молниеносно меняют декорации. Сама сцена трансформируется под углом, прямо, ступенями, даже ее длина регулируется.

«То, что сейчас сцена имеет специальные механизмы, которые позволяют участки сцены поднимать на высоту огромную и опускать их прямо в бездну. Я надеюсь, что мы это сможем тоже продемонстрировать специальным номером, как это работает», - обещает режиссер Большого театра Дмитрий Черняков.

Такое «Славься» из «Ивана Сусанина» в Большом вряд ли когда-нибудь еще повторят на бис. В спецовках и касках, как настоящие рабочие, хор Большого подводит черту под стройкой века. Когда заново возрождали каждый уголок театра. Символ Большого - Квадригу Аполлона – реставраторы собирали по кусочкам, лежа под крышей. Теперь олимпиец с фиговым листом и в лавровом венке из 58 листьев, как новенький. На главный фасад вернулись музы – богиня танца Терпсихора и богиня лирической поэзии Эрато, а северный - модернизирован – стеклянные стены обрамляют колонны. В восстановленном доме Хомякова – нотная библиотека, хоровой репетиционный зал, костюмерные. А над сценой Большого – звонница – тридцать пять колоколов с особым, малиновым звоном.. Такое не каждый театр имеет. Самый большой колокол – шесть с половиной тонн весит. Теперь колокола зазвучат в исторических спектаклях Большого.

После реконструкции Большой стал в два раза больше и уходит под землю на шесть этажей. В Бетховенском зале-трансформере камерная сцена находится прямо под Театральной площадью. Зрительный зал украшает лепнина и сусальное золото – его наносили по старинному методу – на полимент, или «на водку». В зале золота - четыре килограмма. Мест стало меньше – зато в оркестровой яме вместо ста музыкантов – 130. Но, главное, - в Большой вернулась акустика. «Огромный зал. С одной стороны, это трудно. Но для моего голоса здесь нет определенных трудностей», - объясняет солистка оперы Большого театра Альбина Шагимуратова.

Таким Большой мог быть в день коронации Николая Второго - проекция воспроизводит исторический день. А в Императорском фойе, называемом раньше белым, восстановлены гобелены и императорский вензель. Теперь благодаря компьютерным экранам легко восстановить такие исторические декорации. Эта, из оперы «Русалка», использовалась в Большом с 1896 по 1910. Таких сюрпризов на этом гала немало.

Реконструкция Большого стало делом государственной важности. Объект номер один взял под контроль лично президент. Сегодня Большой открывает двери для своих поклонников. Теперь театр может принимать людей с ограниченными возможностями. Здесь появились лифты и эскалаторы, а в самом зрительном зале есть места для инвалидных колясок. За шесть лет реконструкции удалось сохранить оперную и балетную труппы. Артистам предстоит привыкнуть к новому облику Большого, но они чувствуют, что вернулись домой.

Зрителями гала-концерта торжественного открытия исторической сцены Большого театра смогут стать и зрители телеканала «Культура». Смотрите трансляцию вечера на нашем канале сегодня в 21:40. А в 20:00 не пропустите программу «В главной роли…», посвященную этому событию. В гостух у Юлиана Макарова - народная артистка СССР Елена Образцова.

Читайте также:

Открытие Главной сцены Большого театра России

Парижская Национальная опера поздравляет Большой театр с открытием исторической сцены

Большой до конца сезона вернет на Основную сцену классический репертуар

Большой театр показали журналистам

Все материалы о реконструкции Большого театра России>>