22.03.2013 | 11:11

В Москве открылась выставка работ номинантов конкурса "Инновация"

«Инновация», как попытка объять необъятное. В Государственном центре современного искусства собрали произведения, которые невозможно уместить в одном экспозиционном пространстве. В выставке номинантов конкурса «Инновация 2012» участвуют проекты, большая часть из которых представляет собой масштабные инсталляции. О современном визуальном искусстве – рассказывают «Новости культуры».

Конкурсов в области современного искусства в России – пересчитать по пальцам. Причем одной руки. У «Инновации» ряд преимуществ: выбирают не только лучших художника и произведение, еще кураторов, специалистов в области искусствознания. Внимательно следят и за ситуацией в регионах. Номинация «Новая генерация» открывает имена. Выиграть единственную государственную награду в области современного искусства после первого же проекта – отличный старт и повод заявить о себе. Кто-то активно пиарится, кто-то, как например, молодые и амбициозные «Варвары» входят в образ, с трудом коммуницируют, шифров к своим произведениям не дают.

А вот Арсений Жиляев, в 2011-м уже ставший лауреатом «Инновации» в номинации «Новая генерация», переживает, когда его проекты трактуют неверно. И это при том, что художник всегда готов к ответу – все-таки актуальное искусство требует разъяснений. В этом году его проект «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» претендует на главную награду «Инновации» – «Произведение визуального искусства». Выполнен в актуальном жанре – мокьюментари - на стыке художественного и документального. Участие и победа в конкурсе для Жиляева не самоцель. Но оценка профессионалов – приятна.

«Это очень хорошо, учитывая специфику нашего контекста, в котором не так много программ поддержки, – говорит Арсений Жиляев. – Так что, здорово, что есть такой конкурс».

Конкуренцию Жиляеву составляют Аня Жёлудь, Леонид Тишков – как и Арсений, они живут и работают в Москве. У столичной троицы – серьезные соперники. Владимир Селезнёв из Екатеринбурга с инсталляцией «Пространство борьбы», намекающей на то, что все напрасно. Группа «ПровМыза» из Нижнего Новгорода также поймавшая декаденсткую волну – в конкурсе их апокалипсическая перформанс-опера «Марево».

Художники из провинции наступают на пятки москвичам. Особенность «Инновации» этого года – региональные проекты, представлены во всех номинациях, не только в специальной - региональной. Это ли не подтверждение, того что художники не из столицы – из других городов – становятся серьезными игроками на российской арт-сцене.

Московичей здоровая конкуренция не пугает. Смущает то, что большинство региональных номинантов на «Инновацию» – участники второй уральской индустриальной биеннале современного искусства. А у смотра и конкурса один организатор – Государственный центр современного искусства. Вот и задаются вопросом: «объективно ли?» Не остался без внимания и тот факт, что из двадцати пяти номинантов «Инновации» – двенадцать являются протеже ГЦСИ и его филиалов.

«Достаточно часто мы слышим обвинения в свой адрес, что мы как-то продвигаем художников, которых мы периодически представляем или открываем, – говорит генеральный директор ГЦСИ Михаил Миндлин. – Но если познакомиться с положением конкурса, то становится понятно, что мы не можем физически и гипотетически повлиять на выбор жюри конкурса, которые работают в этом».

И действительно, заявку на участие может отправить каждый, отбирают и судят работы эксперты – представители разных музеев и организаций. Оппоненты на эти доводы представителей ГЦСИ отвечают: «Это вопрос, скорее, этический». И опять же намекают на необъективность будущих результатов – совсем не представлены крупные и рейтинговые игроки: Мультимедиа Арт музей, Манеж, Гараж, Пермский музей современного искусства и его лидер Марат Гельман, также открывающий новые имена из регионов. Еще одна серьезная претензия критиков – в составе жюри премии «Инновация» – ее же номинанты.

«Так сложилось, что два члена жюри – Ерофеев и Бубнова – представлены, как авторы кураторских проектов, – поясняет исполнительный директор премии «Инновация» Екатерина Кочеткова. – Они не будут принимать участие в голосовании, и даже если их проекты будут выбраны – это значит, что их выберут другие члены жюри, а не они сами».

Премию «Инновация» долгое время считали очень предсказуемой. Все изменилось в 2011-м, когда главную награду вручили скандальной арт-группе «Война». Сегодня, радикалы – чаще за бортом. Что также ставят «Инновации» в упрек. Не вызывает разногласий только одно – номинация «За творческий вклад». В этом году ее получит бесспорный мэтр, классик соц-арта Эрик Булатов.

Новости культуры