22.03.2013 | 10:51

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения всемирно известного мима Марселя Марсо

Он говорил: «Для меня не существует тишины. Музыканты, певцы, которые приходят ко мне на концерт, чувствуют, что я пою в душе». Сегодня 90 лет со дня рождения знаменитого французского мима Марселя Марсо. В годы Второй мировой почти все его родственники погибли в концлагерях. Он не просто выжил – сохранил в себе детскую наивность и веру в чудеса. Этой верой на протяжении многих лет заражал и зрителей, представляя им свои знаменитые мимо-драмы. Рассказывают «Новости культуры».

Фигура человека на абсолютно пустой затемненной сцене, в черном котелке с трепещущим цветочком наверху, выбеленным лицом. Мастер тишины, он мог часами не уходить со сцены и одним только жестом завораживать зал.

Образ трогательного, чудаковатого мима по имени Бип Марсель Марсо придумал сразу после Второй мировой. В годы войны его умение кардинально менять походку, выражение лица служило совсем другим – не сценическим – целям. Участвуя в Сопротивлении, он спасал детей, переправлял их из оккупированной Франции в Швейцарию. Измученные малыши были и первыми зрителями его первых пантомим.

Его знаменитая на весь мир фамилия – это псевдоним. Так звали одного из наполеоновских генералов. Но именно Марсель Марсо стал тем, кто завоевал весь мир. В 60-х он уже превзошел самого Наполеона – покорил нашу страну.

«Это было в деревянном театре в саду “Эрмитаж”, куда он приехал с первыми гастролями, – вспоминает режиссер, народный артист России Марк Розовский. – И я на протырку туда, протырился, без билета, потому что билеты достать было невозможно. Любовь советских граждан к удивительному французу была взаимной. Здесь он обожал выступать. Восхищался Гоголем. И даже собирался сыграть роль Носа в экранизации знаменитой повести».

«В мире другого человека, который мог бы сыграть нос представить себе нельзя, – убежден народный артист СССР Алексей Баталов. – Это удивительно, потому что, что-то рисуя на бумажке по поводу будущих съемок или что-то говоря, каким-то образом мы друг друга понимали».

Снять этот фильм Алексею Баталову тогда не разрешили – неблагонадежным показался сюжет. Но отношение Марселя Марсо к нашей стране этот инцидент не испортил. От выступлений в Союзе он не отказывался, даже если неважно себя чувствовал. На последних гастролях – в 85-м – даже попал в реанимацию.

«Марсо показал мне разрез, – рассказывает актер Илья Рутберг. – Но разговор у нас был не о медицине и не о болячках. Владея только двумя руками, лежа на спине, он рассуждал о пантомиме. И эти руки были так выразительны. Это был урок!»

Он выходил на сцену практически до последних дней. То же выбеленное лицо, огромные глаза и невероятная пластика, повторить которую до сих пор не под силу ни одному артисту.

Памяти классика пантомимы смотрите 23 марта, в 13.05 на нашем канале программу «Осенний сад Марселя Марсо» из цикла «Парижский журнал»

Новости культуры