21.03.2013 | 17:56

Группа "ПровМыза" представила на "Золотой маске" оперу "Марево"

Во внеконкурсной программе фестиваля "Золотая маска" показали оперу "Марево". Ее авторы - Сергей Проворов и Галина Мызникова, состоящие в арт-группе "ПровМыза". Участники Венецианской биеннале, лауреаты Роттердамского кинофестиваля много работают в жанре видеоарта. На театральной сцене силы пробуют впервые. Но их дебют уже выдвинут на премию "Инновация". Правда, на выставке работ ее номинантов опера "Марево" представлена инсталляцией. Полный же формат, помимо Нижнего Новгорода, можно было увидеть только на показах "Маски Плюс". Рассказывают "Новости культуры".

Репетиция этой оперы начинается с того, что исполнители главных партий выполняют замысловатые физические упражнения на искореженной машине. Главную декорацию к спектаклю постановщики разыскивали на свалках. Автомобиль действительно после аварии – все как в этой опере, где действие начинается после гибели всех героев в автокатастрофе.

Арт-группа "ПровМыза" – Галина Мызникова и Сергей Проворов – не раз признавались, что театр не любят. Вместе с музыкальным искусством считают его формой архаичной, где уже давно все сказано. Оба автора проекта не имеют ни музыкального, ни театрального образования, но именно поэтому и решились на оперный эксперимент.

"Этот эксперимент для нас очень важен. Он мучителен, это всегда преодоление своего незнания. Вот для нас очень важен именно момент незнания таких стереотипов оперы, потому что ты тогда свободен в своих творческих решениях", – подчеркивает Галина Мызникова.

"Марево" в постановке "ПровМызы" – это практически полная темнота. Из освещения – только небольшая лампа, которая перемещается по сцене или зрительному залу. В зале, кстати, сидят музыканты и исполнители партий ветки дерева, собаки и голубя.

Сюжет апокалиптичный, о жизни после смерти. Четыре героя – мать, отец, сын и дочь – как олицетворение всего погибшего человечества.

"Я очень много работала с художниками. Мышление художника, конечно, совершенно другое, нежели у режиссеров. И с ними всегда очень интересно работать. Это непросто, это очень интенсивно, это всегда авантюра: не знаешь, к чему это все придет", – поясняет солистка Наталья Пшеничникова.

Для солистов этой оперы арт-группа "ПровМыза" устроила эксперимент по преодолению трудностей существования на сцене и звукоизвлечения. Чья-то партия состоит всего из одной ноты, кому-то петь приходиться на выдохе. Андрей Архипов, например, весь спектакль таскает партнершу на своих плечах. Чтобы научиться петь с утяжелением, у солиста Большого театра было всего две недели.

"Это были очень тяжелые две недели. То есть периодически приходилось бороться с отчаянием. Такая физическая нагрузка, такие задачи там были поставлены... Теперь меня не испугает идея режиссера петь, например, стоя на голове", – признается он.

Оперу "Марево" показали пока только в Нижнем Новгороде, теперь вот в Москве. 

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>

Новости культуры