21.09.2012 | 11:06

Детские школы искусств: казнить. Нельзя помиловать?

В центре внимания членов Президентского совета по культуре и искусству были сегодня детские школы искусств. Система дополнительного образования испытывает колоссальные трудности - недостаток финансирования привел к обветшанию материальной базы и сокращению числа квалифицированных преподавателей в регионах. За двадцать лет закрыто двадцать процентов учебных заведений. Как будут решаться эти проблемы, как избежать новых проблем в российской системе школ искусств – именно это сегодня обсуждалось с представителями правительства. Рассказывают «Новости культуры».

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок играл на фортепьяно, пел в хоре или рисовал? По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, примерно 47 процентов родителей хотели бы, чтобы их дети были всесторонне развиты и получили художественное образование. Но желания сталкиваются с реалиями жизни. Статистика говорит о том, что детских школ искусств в нашей стране катастрофически не хватает.

«Была такая цепочка – музыкальная школа – колледж – вуз. Если вырвать из этой цепочки что-то одно, то уже конечного результата не будет, - уверен директор музыкальной школы имени Бетховена Александр Палицын (Москва). - То сокращение музыкальных школ, которое было с 90 года – сократилось около тысячи школ, отрицательно влияет на ситуацию в этом вопросе».

Проблемой детских школ искусств обеспокоились на всех уровнях. По инициативе председателя Общественного совета при Министерстве культуры Дениса Мацуева было собрано специальное совещание, под руководством заместителя председателя правительства Ольги Голодец. Задачи стоят масштабные – модернизировать систему художественного образования, сложившуюся еще в середине XX века.

«Меняются запросы общества, меняются запросы родителей, самих детей. Нам нужно сделать следующий шаг в образовании - в музыкальном, в художественном образовании. Нужно сделать так, чтобы это образование было интересным, увлекательным, результативным», - считает заместитель председателя правительства России Ольга Голодец.

Важнейший вопрос – отбор талантливых детей. В школе имени Серова, например, вступительные экзамены сразу по трем предметам. Замена конкурса простым собеседованием, как требуют новые нормы, вызывает у педагогов недоумение – ведь они занимаются предпрофессиональной подготовкой. Их выпускники становятся студентами Суриковского училища и Академии художеств.

«Они могут не стать художниками дальше, но то, что они здесь учатся – большой подарок в жизни. Они развиваются, иначе на мир смотрят, у них даже другие отношения между собой», - убеждена преподаватель художественной школы имени Серова Ирина Беляева (Москва).

Стратегическая задача – структурировать эстетическое образование. Урок музыки – для всех в рамках средней школы. Далее - дополнительное образование, предпрофессиональная подготовка и спеццентры для одаренных детей.

«У нас есть всего 8 специальных музыкальных школ и 3 хоровых. Им нужно немедленно придать статус некого специального положения В Новосибирске – последняя специальная школа в нашей стране. А дальше идет Красноярск, Иркутск, Чита, Улан-Уде. Не говоря уже о Хабаровске, Владивостоке, - обрисовывает ситуацию председатель Общественного совета при Министерстве культуры России Денис Мацуев.

Еще одна острая проблема – дефицит кадров. Преподавательский состав стареет, а молодые специалисты в такие школы идут не охотно. В отличие от учителей средних общеобразовательных школ он не получают надбавок и не имеют права на льготную пенсию. К тому же, от нехватки средств сокращаются и педагогические часы.

«Самой ближайшей конкретной мерой будет внимательный пересмотр бюджетов средних специальных учебных заведений. К сожалению, у нас нет на это дополнительных денег, но мы будем как-то из резервов, перекраивая, повышать оплату преподавателей», - обещает министр культуры России Владимир Мединский.

В Общественном совете при Министерстве культуры планируется создать специальную рабочую группу, а также вынести проблему художественного образования на ближайшее заседание Совета по культуре при президенте.

Читайте также:

 Новые угрозы для российской системы детских школ искусств