28.10.2011 | 19:44

Кукольная Одиссея в Центральном Манеже

Более тысячи участников, десятки тысяч экспонатов со всего мира – международная выставка «Искусство куклы» открылась в Москве, в Центральном Манеже. Здесь этнические и шаманские куклы-духи, «буржуа» и «неолитические» Барби, куклы махараджей, марионетки и, наконец, арт-объекты. Экспозиция отражает долгий путь развития этого вида искусства – настоящую кукольную Одиссею. Рассказывают «Новости культуры».

Большие глаза, золотые локоны – к таким куклам все привыкли с детства. Иные, представленные в экспозиции, даже игрушками не назовешь. Это уже, ни много ни мало, полноценные арт-объекты. Их автор – голландка Эстер Верчур – все делает в ручную. Например, камзол у благородной дамы сшит из шестнадцати небольших кусочков бархата, шляпка из английского фетра, клетка в руках – из золота. Но самое главное – голова фигурки.

«Однажды я взяла в руки настоящий птичий череп, попробовала соединить его с торсом куклы. Получилось, на мой взгляд, эксклюзивно, даже экспрессивно», – замечает Эстер Верчур.

На выставке – и художники, и коллекционеры. Александра Окатова уже несколько лет собирает исключительно антикварные игрушки. Их средний возраст – сто лет.

«Вот очень древняя кукла. Это 1880 год точно. Аутентичная одежда, здесь продольная и поперечные нити. Осталась только продольная, более плотная нить, а поперечная уже истлела», – поясняет она.

В этой коллекции большинство кукол родом из Франции и Германии. Оказывается, столетие назад два европейских государства соперничали за титул лучшего производителя кукол. Французы «брали» изяществом и ограниченным выпуском, а их соперники не менее высоким качеством и относительно низкой ценой.

Французские и немецкие куклы конца девятнадцатого века, на первый взгляд, отличить сложно: у них похожи и рост, и фигура, и одежда. Но если присмотреться к деталям, становится очевидно, где француженка, а где немка. У французской игрушки черты лица гораздо ярче – выделены брови, ресницы, а у немки лицо больше похоже на лицо настоящей девушки.

Как только ни интерпретируют художники привычные игрушки. Казалось бы, взрослые люди, а всегда готовы поиграть и с формой, и с материалом. Из привычного плюшевого медведя даже умудрились муфточку сделать. Есть в экспозиции и шаманские куклы, и даже бисерные вариации на тему Венеры Виллендорфской. Взрослые, конечно, не прочь поиграть в куклы, но главные ценители этого занятия – все-таки дети.