21.03.2013 | 09:51

Пермский театр оперы и балета рассказал сказку про шута

На фестивале «Золотая Маска» продолжается бенефис Пермского театра оперы и балета. В очередной вечер - три постановки уральской труппы, объединённые одной темой: «В сторону Дягилева». Стоит напомнить, что к Дягилеву в Перми отношение особенное, там его считают своим земляком. Действительно, значительную часть детства знаменитый антрепренёр провёл в этом городе. Из трёх постановок за «Маску» будет бороться только «Шут» на музыку и либретто Сергея Прокофьева. И сразу в нескольких номинациях – лучшая работа дирижёра, хореографа, лучшая женская и мужская роли. Рассказывают «Новости культуры».

То ли коридор узок, то ли костюмы великоваты и как в таком на сцену, но танцоры привыкли. По сравнению с оригинальными костюмами Ларионова, из драпа, шерсти и кирзы, эти, сделанные Татьяной Логиновой – просто пушинки. 

Эти декорации «Шута» сделаны по эскизам Михаила Ларионова, оформившего спектакль в 1921 году. Третьяковская галерея пустила театральных художников в святая святых – запасники и фонды. Радуясь, что спустя почти сто лет забытый архив пойдет в дело.

«Шут» – первый балет Сергея Прокофьева, он никогда не шел в России. Сергей Дягилев в 1915 году, заказал молодому композитору партитуру, по сказкам Пермской губернии. Во время Первой мировой войны рукопись потеряли и только в 1921 году Прокофьев и Дягилев вернулись к постановке. Фокин, Мясин, Баланчин уже покинули великого импресарио, и хореографию «Шута» делали сам Дягилев, Прокофьев и Ларионов. Балет прошел несколько раз в Париже и Лондоне, и о нем забыли.

Алексей Мирошниченко, худрук пермской балетной труппы, знал, что рискует, ведь спектакль практически провалился в 21-м году. И все-таки взялся за «Шута» – и не проиграл.

«Это сложная вещь, было страшно, – признается Алексей Мирошниченко. – Хотелось бы посмотреть, как это было, но это невозможно. Единственный спектакль «Шут» у нас в Перми, а мне хотелось посмотреть аналог, что делают коллеги».

Теодор Курентзис в этот вечер настраивается на особую волну. Впервые играет такого Прокофьева. Знает – оркестру будет нелегко, верит – они справятся. Для него это тоже вызов: открыть нового, неизвестного Прокофьева.

«Эта музыка, в которую не влюбишься с первого взгляда нужно время, – говорит дирижер. – Она непростая, аутентичная, а декорации Ларионова – буйство футуризма, с этой музыкой дают что-то удивительное».

Александр Таранов, номинант на «Золотую маску», кажется, с «Шутом» сроднился. Участник проекта «Большой балет» на телеканале «Россия К» танцевал фрагмент из «Шута» в одном из туров. В пылу не заметил, как потерял балетный туфель, но этот промах отыграл, ведь партия комедийная – можно импровизировать. «Шут» по характеру близок самому Андрею, который никогда не был пай-мальчиком и с большим трудом танцует принцев.

«Я сам по себе веселый человек, – признается Александр Таранов. – Люблю шутки на сцене, танцую произвольно, каждый раз по-новому, как душа захочет».

Она уже в образе. Шутовской колпак для Ляйсан Гизатуллиной, как диадема для Принцессы. Характер своей героини определила лаконично: «Она очень разная: комичная, немного злая, воинственная дамочка».

Абсурдисткий сюжет русской народной сказки пермская труппа отыграла на одном дыхании. Кажется что «Шут» всегда был в репертуаре. Может быть, у этой истории будет счастливая судьба, и первый балет Прокофьева встанет в ряд с его великими шедеврами.

Все материалы темы>>>

Новости культуры