31.10.2011 | 10:30

Концерт к двухсотлетию со дня рождения Листа

Сразу двум памятным датам – двухсотлетию со дня рождения Ференца Листа и столетию со дня смерти Густава Малера - был посвящен концерт в «Новой опере». Великие имена и прекрасно составленная программа – не единственная интрига этого вечера. Впервые на сцену театра - в качестве главного дирижера – вышел Ян Латам-Кениг. И у него для публики был приготовлен не один сюрприз. Рассказывают «Новости культуры».  

За несколько минут до выхода на сцену Ян Латам-Кениг обсуждает ближайшую премьеру «Таис» Массне. С апреля Кениг - главный дирижер театра «Новая опера», но у него еще много обязательств в других странах. В Москве бывает не так часто. Первое выступление в этом сезоне – с концертной программой.

Ольгу Домнину Кениг привез из Лондона, где пианистка совершенствовала свое мастерство в Королевской академии музыки. Пляска смерти Листа, по ее мнению, апокалиптическое сочинение.

«Он настолько был религиозен, это видно в его музыке. Знаем это по биографии, но в музыке как это выражено, какие образы, насколько они страшны, пластичные образы. Очень театрально яркая вещь», - считает пианистка Ольга Домнина.

Для Яна Латама-Кенига центральное сочинение концерта – Вторая симфония Малера. Не только потому, что грандиозное произведение. Впервые он ею продирижировал еще в молодости, и с каждым новым исполнением стремится проникнуть в замысел автора глубже.

«Малер не только композитор, но и практикующий дирижер. В партитуре все рубато, вся динамика, все нюансы очень точно прописаны. Если бы вы только знали, как сложно музыканту понять мысли автора», - говорит главный дирижер театра «Новая опера» Ян Латам-Кениг (Великобритания).

В малеровских пометках зашифрована концепция сочинения. Для маэстро важно, чтобы ее поняла публика. Для этого он пригласил в Москву музыковеда из театра Ла Скала Гастона Фурнье-Фасио, страстно влюбленного во Вторую симфонию Малера, и поставил перед ним весьма непростую задачу.

«Это самая важная работа в жизни Малера. Он потратил на нее семь лет. Я пытаюсь объяснить публике, почему он написал эту симфонию, и почему она была так важна для него», - объясняет музыковед, координатор театра Ла Скала Гастон Фурнье-Фасио.

Самое сложное уложить такую лекцию в 15 минут. И это Фурнье-Фасио удалось. В следующий раз Ян Латам-Кениг будет дирижировать в ноябре «Лоэнгрином» Вагнера, сочинением, с которого три года назад начался его роман с театром «Новая опера» в Москве.