31.10.2011 | 10:48

Здесь придумывают вещи будущего

Как национальному дизайну завоевать мир? Образование, идеи, поддержка плюс производство - удачное сочетание всех четырех факторов дает ответ на этот вопрос. Именно такая комбинация сложилась в голландском городе Эйндховен, где уже более полувека процветает одна из самых известных в мире Академий дизайна. Ее выпускники – не только «продвигают» национальный продукт, но и диктуют моду мировому «дизайн-арту». По классам и залам уникальной «кузницы кадров» прошлись «Новости культуры».  

«Белая дама» – так называют в городе Эйндховен здание, в котором располагается Академия дизайна, в прошлом - корпус электролампового завода. Способность увидеть в индустриальном что-то человеческое и даже женственное - очень типично для голландского дизайна.

Голландский дизайн, как сыр голландский - устойчивое словосочетание. Простые по форме, экспериментальные по смыслу вещи, рожденные в Голландии, - с идеей и юмором. Делать такие учат в Эйндховенской академии. В атмосфере свободы.

«У нас все пространства - открытые, даже в моем директорском кабинете двери нет. Диалог, обмен энергией, идеями - без этого дизайнера не вырастить», - уверена директор Академии дизайна Эйндховена Анне Мике Эггенкамп.

Первокурсница Катя Семенова начинает свой дизайнерский путь, как и ее знаменитые предшественники с проектирования стула.

«Первый год учишься всему, на втором курсе - узкая специализация», - объясняет студентка Академии дизайна Эйндховена Екатерина Семенова.

Человек и коммуникация, человек и публичное пространство - названия всех факультетов здесь начинаются с этого слова - человек. Гуманитарный настрой - гуманистичные проекты. Массуд Хассани в стенах Эйндховенской академии придумал, как разминировать поля родного Афганистана.

«Пока никого нет, покажу, как это работает. Принцип «перекати - поле». Я уже тестировал механизм с голландскими войсками, сейчас думаю, как усовершенствовать. Тема очень важная - минных полей в мире много, они превращаются в мертвые зоны», - отмечает студент Академии дизайна Эйндховена Массуд Хассани.

Проект Хассани лидирует в зрительском голосовании выставки дипломников Академии. Называется «Наш путь», представляет 173 вещи, пригодные для жизни и придающие ей смысл - одно из ключевых событий Недели голландского дизайна.

«Очень много производителей, сами дизайнеры, галеристы, со всех стран сюда приезжают. Это очень большое происшествие не только в этой школе, а во всем городе Эйндховен», - рассказывает студент Академии дизайна Эйндховена Герман Эрмич.

Герман Эрмич придумал зеркала, создающие иллюзию глубины. Филипп Люшен - способ сохранить инкогнито в приемной врача.

«С помощью этой книги можно остаться незамеченным, а можно воспользоваться накладным носом - на выбор», - объясняет студент Академии дизайна Эйндховена Филипп Люшен.

Накладные носы соседствуют с биоритмической лампой.

«Вот теплый свет - вечерний - успокаивает, а так поярче - полдень, дает больше энергии», - полагает студентка Академии дизайна Эйндховена Фея Клинкхамер.

Многие из этих изобретательных умов могут задержаться в Эйндховене.

«Окончив Академию, я остался здесь работать, потому что в Эйндховене не только придумывать комфортно, но и производить - город напичкан мастерскими», - информирует дизайнер Мартин Баптист.

Академия дизайна возникла в послевоенном 47-м как приложение к электроламповому заводу. Кто-то должен был придавать лампам форму. А тому, кто это дело освоил - уже «до лампочки», чему форму придавать. Потому из Эйндховенской академии вышли первые лица голландского дизайна: Пит Хайн Эк, Юрген Бей, Мартин Баас.

«Они все двумя ногами на земле стоят, и в то же время такая игра ума», - говорит директор голландского института Дизайна и моды Premsela Эльс ван дер Плас.

Прославленный выпускник Академии рядом с перспективным новичком на свой выбор - так построена выставка «Весна» в Эйндховенском доме дизайна. Один из героев - Мартин Баас - автор знаменитого обожженного стула.

«Обычно все так бояться потерять то, что уже сделано, - у меня другое мнение - стоит сжечь барочный стул, чтобы понять - современное сделано именно что из пепла прошлых достижений», - убежден дизайнер Мартин Бас.

С этой идеей Мартин Бас вышел из Академии Эйндховена и прославился на весь мир. Его обожженный стул теперь в амстердамском музее Стейделик - где Шагал и Кандинский, видеочасы «Реальное время» висят в холле Рейксмузеум, где Рембрандт и Вермеер. Амнистия Интернешенел для кампании в защиту политзаключенных штампует стул Бааса с лестницей в небо. Вот такие они - голландские дизайнеры - не столько про красоту и функциональность, сколько про мир во всем мире.