18.03.2013 | 19:32

Южно-американские ценности в центре Москвы

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка "Тысяча лет золота инков". Как известно, в Южной Америке золота было немало, и оно весьма ценилось. Оценили золотые изделия инков и испанские конкистадоры, тоннами отправлявшие их на переплавку в Испанию. Но кое-что сохранилось и до наших дней – например, в коллекции Мигеля Мухика Гало. На выставке в Москве показана лишь сотая часть коллекции, но и ее везли из Перу с величайшей осторожностью. Меры безопасности, как в хранилищах банков. Рассказывают "Новости культуры".

На афишу этой выставки вынесен главный экспонат – погребальная маска. Под ней и проводят пресс-конференцию. Но как только Ирина Антонова заявляет – ее удивил размер экспонатов, которые доставляли спецрейсом из Лимы, журналисты свои вопросы оставили. Чтобы увидеть то, что уже полтысячи лет окутано тайнами. Под герметичным стеклом, оно защищает от циркуляции воздуха, при специальном свете, то самое золото. Правда, предметов самих инков не много.

"Необходимо понимать что испанцы, когда прибыли в Перу, конечно, не могли пройти мимо такого количества золота и серебра. Все, что украшало храмы, было уничтожено, переплавлено. Как говорит один историк, я не знаю, правда это или нет, но если посчитать все золото, которое было вывезено испанцами, то из него можно было построить мост от Перу до Испании", – говорит директор музея "Золото Перу" в Лиме Виктория Мухика.

Она росла среди этих ожерелий и кубков. 70 лет ее отец – бизнесмен, охотник и однодневный премьер-министр Перу Мигель Мухика Гало  собирал золото древних цивилизаций. В Москве представлены культуры доколумбовой Южной Америки – чавин, паракас, наска. Незначительно отличается техника, значительно – рисунок, но практически все предметы из мест погребений. Только так это золото и сохранилось. Не просто ритуальная маска, а целый погребальный ансамбль, типичный для культуры Ламбайеке, которая предшествовала инкам. Ученые установили – скорее всего, он принадлежал правителю или жрецу, тоже из золота, но вот почему покрыт краской – до сих пор не известно. 

"Конечно, можно допустить, что это коррозия металла, но также и цветовой пигмент. Вопрос – для чего – сложный вопрос. Потому что здесь мы уже невольно вторгаемся в область не вполне компетентных интерпретаций или даже фантазий. Ну вот, есть такое предположение что, действительно, в таком затемненном помещении оставляя некоторые элементы этой погребальной маски незакрашенными, наверное, эти части лица должны были светиться и производить поистине мистиечский эффект. Потому что в гробницу можно было заходить, молиться, общаться", – поясняет куратор выставки Кира Вязовкина.

Миндалевидные, раскосые глаза – считалось, похожи на птичьи. То ли лучи, то ли перья на головном уборе – символ главного культа. Инки – сыновья солнечного божества. Золото, которое блестит, словно то же Солнце. Полукгруглой формой украшали царские головные уборы, и этим почитали Солнце. Само золото раскатывали в пластины, чтобы сделать прочнее, добавляли серебро и медь. Но оно только кажется грубым – если дунуть на эти перья, они заколышатся. 

"Я думаю, что волнует даже не столько золото, сколько ощущение древности этих предметов и той истории драматической, которая за ними стоит", – полагает директор Государственного музея изобразительных искусств Ирина Антонова.

Нос и уши закрыты золотом  так инки защищали себя от злых духов. В кубке двойное дно. Сейчас сказали бы – погремушка, но эти звуки должны были защитить от зла. Сокровища инков – даже те, что удалось найти, – все еще хранят свои тайны. 

Читайте также:
"Тысяча лет золота инков" в Пушкинском музее

Новости культуры