20.04.2012 | 15:01

Живописный мост над бездной (Культура)

На канале «Культура» — новые выпуски «Моста над бездной», авторской программы известного искусствоведа Паолы Волковой.

Предметами бесед стали четыре самых известных творения эпохи Возрождения: «Гробница Медичи» Микеланджело Буонарроти, «Святая Анна с Младенцем Христом» Леонардо да Винчи, «Корабль дураков» Иеронима Босха и «Меланхолия» Альбрехта Дюрера. Каждому из этих произведений будет посвящена отдельная передача. Первый выпуск «Моста над бездной» выйдет в эфир в понедельник, 23 апреля. Подробнее о том, что ожидает зрителей, нам рассказала профессор, доктор искусствоведения Паола ВОЛКОВА.

Волкова: Идея такой телепрограммы возникла достаточно неожиданно. Я готовила многотомную научную работу об истории европейского искусства. У книги точно такое же название — «Мост над бездной». Сейчас вышел первый том, посвященный Античности, на осень запланирован выход второго, о Средневековье. В основу легли лекции, которые я много лет читаю своим студентам на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Но так получилось, что у одного из моих студентов, Андрея Зайцева, возникла мысль превратить этот курс лекций в телепрограмму, выпустить беседы в эфир. Название и для книги, и для программы было выбрано неслучайно, ведь образ моста — это образ мировой культуры, без которой мы бы не состоялись как цивилизация.

культура: По какому принципу складывался формат программы?

Волкова: Мы сразу решили, что будем действовать по правилу: один выпуск — одно произведение. Мы отбирали те полотна, которые более других несут в себе авторское мировоззрение. В этом единственном холсте художник должен отразиться, как в зеркале. При этом мы осознанно решились на нарушение хронологии. В первом цикле речь шла и о «Весне» Боттичелли, и о «Троице» Рублева, во втором подобрались полотна, условно объединенные эпохой Возрождения, а в третьем вновь будет смешение эпох: Рембрандт, Пикассо, Малевич, Ван Гог.

культура: Чем Вы руководствовались, отбирая для проекта именно эти полотна?

Волкова: В первую очередь — узнаваемостью. Зритель может не помнить имя автора, но с первого взгляда должен понимать, какую именно картину ему показывают. Мы брали самые известные произведения мирового искусства, самые растиражированные образы, изображения, которые можно встретить на майках, кружках, сувенирах.

культура: Получается, программа рассчитана на самую широкую аудиторию.

Волкова: Да, я специально избегаю искусствоведческих терминов. Чем сложнее вещь, тем проще должен быть язык, которым о ней рассказываешь. Очень жаль, что у нас небольшой хронометраж — 26 минут. Наша задача — сделать это время максимально насыщенным. На форуме телеканала «Культура» в обсуждении участвуют зрители самых разных возрастов, письма и звонки идут от очень разномастной аудитории. Оказывается, мы вызвали интерес у провинциального зрителя, раздразнили его интеллектуальный аппетит. Меня это очень удивило и порадовало.

культура: В проект «Мост над бездной» вошли три цикла по четыре программы в каждом. Планируется ли продолжение?

Волкова: Если получится, то с большим удовольствием расскажу об Эль Греко, импрессионистах — по тому же принципу смешения хронологии и узнавания полотен. Будь моя воля, я бы сделала программу о литературе, об Александре Дюма, рассказала бы о нем через «Трех мушкетеров».

Культура, №13 (7812), 20.04.12