01.11.2011 | 10:40

В петербургский собор Воскресения Христова на Крови вернутся воссозданные Царские врата

Собор Воскресения Христова на Крови, или, как его называют чаще, Храм Спаса-на-Крови, был возведен в Петербурге в память о смертельном ранении на этом месте императора Александра Второго. В конкурсе участвовали лучшие мастера эпохи, а победил проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия. Убранство собора, не рассчитанного на массовое посещение, отличалось особым великолепием, но в 30-е годы одна из главных деталей храмового интерьера, Царские врата, была утрачена. Воссоздать их взялись петербургские реставраторы. Рассказывают «Новости культуры».

Отношение к Спасу на Крови в Петербурге никогда не было однозначным. Вполне уважаемые искусствоведы до сих пор считают его довольно безвкусной репликой московского храма Василия Блаженного. 70 лет назад проект сноса церкви не вызвал, да и не мог вызвать серьезного противодействия со стороны граждан. Крупнейшие музеи города готовились принять элементы декоративного убранства обреченной церкви

Ликвидацию храма планировалось завершить к 1941 году. Начавшаяся война фактически спасла творение Альфреда Парланда. Царские врата к этому времени уже исчезли из интерьера. Сохранившиеся фотографии относятся еще к дореволюционному периоду. Первые попытки восстановления врат были предприняты в 1987 году. В журнале санкт- петербургской купеческой управы Архитектор Валентина Воронова обнаружила описание памятника. В качестве автора врат назывался сам Парланд, но оставалось загадкой кто же в начале ХХ века работал над выполнением этого заказа.

«Все делали предположения, что это Овчинников или Хлебников, и вдруг я нахожу совершенно четко запись, что Царские врата изготовлены фирмой Грачевых из серебра весом 25 пудов», - рассказывает автор проекта реставрации Валентина Воронова.

Современный этап воссоздания памятника связан с установкой металлических деталей на сохранившийся оригинальный каркас. Сложный рисунок декора требует от мастеров навыков ювелирной работы.

«Сейчас основное направление идет на металле, именно литье из серебра, выколотка в меди и с гальванопластикой», - говорит сотрудник реставрационной фирмы Петр Щедрин.

В качестве возможных сроков окончания работ дирекция музея называет рождественские праздники, но это не окончательная дата. Самый интригующий момент будет связан с закреплением на каркасе уникальных эмалевых изображений евангелистов. Врата Спаса вернутся одновременно с заменой дверей храма, выполненных в редкой технике инкрустации серебром по медной основе.