02.11.2011 | 09:25

Оратория Вивальди "Торжествующая Юдифь" впервые прозвучит в Москве

Оратория Антонио Вивальди "Торжествующая Юдифь, одолевшая варвара Олоферна" впервые прозвучит сегодня в Москве в исполнении итальянских певцов. Премьерный вечер пройдет в Концертном зале им. Чайковского в рамках Года итальянского языка и итальянской культуры в России.

В нашей стране Вивальди знаменит своими скрипичными концертами из цикла "Времена года". А предстоящий музыкальный вечер - один из первых опытов возрождения оперно-ораториального творчества композитора.

В основе сюжета оратории - история о молодой вдове Юдифи, отрубившей голову непобедимому ассирийскому полководцу Олоферну и тем самым спасшей свой город от осады. Она во времена Вивальди имела вполне современное звучание. Композитор посвятил ораторию победе Венецианской Республики над турками в 1716 году в ходе осады острова Корфу. Аллегорический подтекст был ясен - Юдифь символизировала Светлейшую Венецианскую Республику, а под варваром Олоферном подразумевался нечестивый турецкий султан. Жанр своего сочинения Вивальди обозначил как "духовно-военную ораторию".

Блистательно-виртуозные вокальные партии оратории очень трудны для исполнения за пределами Италии, справиться с ними до сих пор могут в основном соотечественники Вивальди. Именно поэтому в российской премьере будут петь великолепные итальянские певицы во главе с выдающимся барочным меццо-сопрано Мариной Компарато, меццо-сопрано Лаурой Польверелли и контральто Марией-Жозе Труллу. Любопытно, что в этой оратории все сольные партии, включая и самого Олоферна, написаны для женского голоса, а в качестве ассирийских солдат и жителей осажденного города выступает женский хор. Объясняется это тем, что Вивальди написал "Торжествующую Юдифь" для своих воспитанниц из венецианского приюта для девочек Ospedale della Pietа.

Сопровождать выступление итальянских див будет сегодня известный Московский камерный оркестр "Musica Viva" под управлением Александра Рудина. К сожалению, столичная публика не услышит редких в современном оркестре инструментов - четырех теорб и двух сопрановых шалюмо, присутствующих в оригинальной партитуре. Насладиться тембровым букетом Вивальди во всей полноте сегодня почти невозможно, поэтому многие партии заменены более традиционными инструментами.  

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>