13.03.2013 | 19:51

Давид Боровский - первый театральный реалист

Лестница самого головокружительного профессионального успеха начинается с первых ступеней. Для выдающегося театрального художника Давида Боровского это были подмостки Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. Уроженец Киева, в разных театрах города Боровский работал с 15 лет, но только один называл своей "малой родиной". Об этом рассказывает новая экспозиция в Мемориальной квартире мастера. Репортаж "Новостей культуры".

На его сцене могла появиться березовая роща, причал и даже грузовик. Давида Боровского называли первым театральным реалистом. Сам сценограф считал себя наследником революционного театра. И не безосновательно. Свои первые декорации в Театре Леси Украинки он делал для ученика Мейерхольда – режиссера Леонида Варпаховского. Именно в Киеве, возник узнаваемый стиль Боровского: смесь конструктивизма и документалистики.

"Конец 1940-х – начало 1950-х, как ни странно, Киев был средоточием всего талантливого и интересного в театральном искусстве, в сценографическом искусстве – это факт", – отмечает руководитель литературной части Театра Леси Украинки

Имя Боровского неразрывно связано с московским Театром на Таганке. Именно там творческий тандем "Боровский-Любимов" создали свои самые знаменитые спектакли: запрещенный цензурой "Живой", потом  ставший классикой "Гамлет" с Владимиром Высоцким. В конце творческого пути Боровский вернулся туда, где все начиналось,  в Театр Леси Украинки. 

Последний макет, изготовленный Давидом Боровским для спектакля "Дон Кихот". Костюмы времен Сервантеса контрастируют с обстановкой советской квратиры. Дело в том, что основой для постановки должен был стать не классический текст а инсценировка, написанная Михаилом Булгаковым в 1938 году. За ее воплощение Боровский взялся первым. 

Боровский считал появление художника на созданной им сцене неуместным, поэтому не поднимался на подмостки даже во время оваций. Но именно он зачастую являлся главным творцом спектакля. Актер Вениамин Смехов вспоминает: труппа прислушивалась к Боровскому не меньше, чем к самому режиссеру.

"Он художник, но он постановщик. И как кто-то говорил: "Дом на набережной", Боровский, тебя же там столько, сколько Любимова, а может даже больше, декорация говорящая!". А он – "Да что вы, я боюсь актеров", – рассказывает Вениамин Смехов.

В Киевском театре Леси Украинки до сих пор идет шесть спектаклей в декорациях Боровского. Таким богатством сейчас не может похвастаться ни один из столичных театров. Привезенные из Украины макеты останутся здесь, и кто знает – может быть, им суждено быть вновь воссозданным на московской сцене. 

Новости культуры