13.03.2013 | 12:52

В Музее Пушкина – экспозиция работ Ильи и Алексея Комовых

Скульптура, живопись и архитектура на одной выставке – картина довольно выигрышная, но составить её не так-то просто. И вот ведь какая удача – три основных вида искусства в одной семье. Династию Комовых открыл скульптор, Олег Комов, её продолжили сыновья – Илья и Алексей, художник и архитектор. Их работы составили экспозицию под названием «Форма, пространство, цвет» в Государственном музее Пушкина. Каждый из Комовых самостоятельно вырабатывал свой художественный язык. Но родство и в творчестве всё равно очевидно. Рассказывают «Новости культуры». 

Олег Комов – автор скульптурных портретов многих наших соотечественников, от Андрея Рублева до Льва Толстого. Его памятник Ярославу Мудрому в Ярославле растиражирован миллионами экземпляров на банкноте в тысячу рублей. Но главным героем для него всегда оставался Пушкин. Все творчество Комова в каком-то смысле - штрихи к этому портрету, который только здесь представлен семью разными вариантами. Комовский Пушкин есть даже в Мадриде.

«Собственно, лучшего Пушкина в XX веке, наверное, трудно себе представить всем нам современникам», - уверен директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев. 

Олег Комов часто шел против течения. В советские годы никогда не брался за Ленина, как многие. Точнее слепил только однажды, рассказал сын скульптора, но когда это уже вышло из моды - доказывал свою инаковость. В другой раз Комову в Вышнем Волочке приглянулось место для памятника художнику Венецианову, но там уже стоял Ленин. Ночью тайком Комов организовал «похищение», на утро памятник вождю обнаружили в другом районе города. А вскоре на его месте установили скульптуру Венецианова, за которую Комов получил государственную премию. 

«Мы жили довольно тяжело, у отца была мастерская в трансформаторной будке, как у Чебурашки. И многие думают, почему он мелкую пластику делал до 72-го года, а потом памятники. А потому что он в 72-м году мастерскую получил», - рассказывает художник Илья Комов.

Оба сына Олега Комова пошли по пути отца. Старший Илья стал художником. Младший Алексей – модный архитектор. На его счету – банки, спортивные клубы, частные апартаменты. Это выставка – для них первая совместная экспозиция. Династия Комовых здесь представлена единой неразрывной традицией, в которой форма, пространство и цвет дополняют друг друга. 

«Именно любовь к архитектуре, городу привил отец. К старой Москве, к ощущению человека внутри этого городского пространства, потому что отец не просто брал в мастерскую, он любил именно гулять и рассказывать про дома, эпохи», - вспоминает архитектор Алексей Комов. 

Олег Комов умер в 94-м, ему было всего 62 года. Поработать со своими сыновьями и воплотить некий совместный архитектурно-скульптурно-художественный проект он не успел. Однако такое сотрудничество возможно в будущем. Архитектурное бюро Комова-младшего разрабатывает проект установки в усадьбе Гончаровых «Полотняный завод» памятника Пушкину и его супруге, который также станет и памятником творчеству великого скульптора. 
 

Новости культуры