03.11.2011 | 10:44

Москва принимает фестиваль нового британского кино

Они дали свой язык Америке, но утверждают, что говорят с Голливудом на разных наречиях. От Европы их отделяет Ла-Манш, да и вообще, Великобритания – остров, а у островитян – особый взгляд на мир. Яркое тому подтверждение кинематограф этой страны, что и демонстрирует Фестиваль «Новое британское кино». Он проходит в Москве уже в 12-й раз. В афише 15 разножанровых новинок, есть даже «кулинарное роуд-муви». Рассказывают «Новости культуры».

Не фестиваль – словно обзорная экскурсия по современному Британскому кинематографу. Среди экскурсоводов – режиссеры и актеры с Туманного Альбиона. Первый гость, уже на открытии, Люк Тридэуэй. Актер и в кино работающий, и театр, говорит, не забывающий. Свободное время зря не тратит: уже побывал и на Красной площади, и в Парке Горького.

«У вас здесь отлично, и погода – лондонская, – говорит Тридэуэй. – А еще в парке Горького я увидел какую-то странную штуку, как будто инопланетный корабль. Может, вас посещают инопланетяне – как в нашем фильме?!»

Фильм открытия фестиваля и фильм-открытие всего киносезона – «Чужие на районе». Поначалу словно сводки экстренных новостей из Британии, что показывали по всему миру еще не так давно. Фильм криминальный превращается в фантастический, более того – комедийный. Гопники (хулиганы) из Южного Лондона встают на защиту района, воюют с инопланетными пришельцами.

«Простите, но в нашем фильме вы не увидите голливудских звезд, и он снят не 3D, – говорит Тридэуэй. – Он вообще пришел к зрителю только потому, что у нас был хороший сценарий с оригинальной идеей, и мы получили поддержку по программе малобюджетного кино».

Теперь режиссера картины Джо Корниша впору отбивать у Голливуда. Сам Спилберг пригласил его написать сценарий для нового фильма. Сражения с американской Фабрикой грез неистовые или подражание ей, не менее яростное, это, кажется, вечно для британских картин. На этом московском фестивале и «Последняя любовь на Земле» с типично голливудским сюжетом – любовью повара и эпидемиолога на фоне Апокалипсиса. И совсем уж медитативное – документальное кино об отшельнике от Бена Риверса. Его уже называют реформатором, который долго не появлялся на туманном горизонте Альбиона.
Приз ФИПРЕССИ в Венеции – как свидетельство мирового признания.

«Это режиссер, который, судя по отзывам моих коллег критиков способен невероятное, – говорит кинокритик Ольга Шакина. – И это совершенно фантастический фильм, который я очень хочу посмотреть, потому что все говорят, что этот режиссер – один из самых главных кинохудожников в мире сейчас».

Кино о конфликтах. Семейных, как в насквозь арт-хаусном «Архипелаге» Джоан Хогг. Расовых как в черной и неполиткорректной комедии «Однажды в Ирландии». Социальных – в «Отморозках» Питера Муллана и «Сделано в Дагенхеме» Найджела Коула с британской звездой Салли Хокинс. Объединяет их не только страна производства.

«Обратите внимание на наш английский юмор, – говорит директор Британского совета Пол де Куинси. – Он, мне кажется, есть в каждом из 15 фильмов. Это то, без чего мы не можем жить. Да и никому не советуем».

Представить фестиваль британского кино не только без юмора, но и без Майкла Уинтерботта не возможно. Качественно плодовитый, он снимает по пять фильмов в год. Свое роуд-муви, «Путешествие», сначала растянул на шесть серий для BBC, потом спрессовал до одной для фестиваля в Торонто. Двухчасовой кулинарный поединок, доказывающий, что не овсянкой единой…

«Многие критики выступают со статьями и заявлениями о том, что в британском кино наступил Ренессанс, и даже называют это Золотым веком новым, – гооврит программный директор фестиваля Алексей Лайфуров. – Потому что в течение всего года – от «Сандэнса» до последнего фестиваля в Торонто – везде гремели британские фильмы».

Теперь, говорят, британская кинолавина дошла и до России. В следующем году нам обещают небывалое количество продукции made in Britain в широком прокате. Но осваивать новое британское начинают уже сейчас. И не только в Москве. Бритфест отправится в путешествие и по другим городам России.