12.03.2013 | 10:48

Альбомы Матвея Казакова на выставке в Музее архитектуры имени Щусева

Музей архитектуры имени Щусева продолжает открывать запасники. «Казенное и партикулярное» – такое название получила выставка, на которой представлены «альбомы» Матвея Казакова. Один из основоположников классицизма в русской архитектуре, Казаков при Екатерине Второй перестроил центр Москвы, создав цельный и гармоничный образ города – уничтоженный пожаром 1812 года. До наших дней «казаковская» Москва дошла практически только в авторских чертежах. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка уникальных чертежей архитектора Матвея Казакова – тоже часть большого музейного проекта «Депозитарий». Экспозиция под названием «Казенное и партикулярное» открывает посетителям виды старинной Москвы – еще до пожара 1812 года. В экспозиции – чертеж здания самого музея – дом Талызина на Воздвиженке. А так ведущий архитектор страны, создатель собственной школы, представлял себе проект обновления Кремля – с двумя новыми площадями, императорским дворцом и грандиозным манежем. Это, пожалуй, самое знаковое здание Казакова, дошедшее до наших дней с подлинными интерьерами, – усадьба Демидова в Гороховском переулке.

«Этот дом не пострадал во время пожара 1812 года, – рассказывает искусствовед, куратор выставки Зоя Золотницкая. – И то, каким он представлен на этом прекрасном чертеже фасада, вы можете видеть и сейчас. Все элементы архитектуры, этот торжественный шестиколонный портик, украшения барельефами – все это сохранилось».

Есть на этой выставке и навсегда потерянная Москва. Например, деревянный домик с Большой Никитской – существовал ли он когда-то, а если да, что с ним произошло – сгорел, снесли или перестроили до неузнаваемости – ответить на эти вопросы специалисты не в силах. И только альбомы Казакова восстанавливают историческую и архитектурную справедливость.

«Нынешний гастроном Елисеева, который все москвичи знают, построен на месте перестроенного до неузнаваемости, сохранившего только часть стен, прекрасного дома городской усадьбы Козицкой, – говорит Зоя Золотницкая. – Трехэтажное, крупное здание, выходившее на красную линию улицы. В его центре был проезд во внутренний двор».

Проект «Депозитарий» на этом останавливаться не собирается, дальше – больше. Экспозиции, посвященные Сухаревской башне, Коломенскому и его окрестностям, музей достанет из запасников и одну из лучших в мире коллекций строительных материалов с кирпичами-изразцами. Ее публика в последний раз видела в далеких 80-х.

Новости культуры