07.11.2011 | 10:13

"Маскарад без масок" в Большом зале консерватории посвятили Николаю Петрову

Он любил искусство и в полной мере владел «искусством жить». Николая Петрова не стало этим летом, но коллеги и друзья не говорят о нем «в прошедшем времени». В честь великого пианиста в Большом зале консерватории прошел «Маскарад без масок». Идея музыкально-литературного спектакля принадлежит художественному руководителю «Вивальди-оркестра» Светлане Безродной. Рассказывают «Новости культуры».

Над сложнейшим материалом, музыкальным и литературным, «Вивальди-оркестр» работал все лето. Чтобы представить знакомые и неизвестные мелодии Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Автор идеи, Светлана Безродная, на сцене одна в трех лицах: и режиссер, и дирижер, и солирующая скрипачка. Спектакль она посвятила своему другу - пианисту Николаю Петрову.

«Я называю и называла его рыцарем, – говорит Светлана Безродная. – Когда-то давно, наверное, еще в ЦМШ, он присягнул культуре и всегда за нее боролся».

Маскарад – это вся наша жизнь, уверена Светлана Безродная. Где лица, а где обличия – определить подчас трудно. Об этом размышляют герои произведений Шекспира, Лермонтова, Пастернака. Легенда русского балета, Владимир Васильев, хоть и называет свое появление в роли чтеца непривычным для себя амплуа, в этом деле не новичок. Он читал сказки Пушкина под аккомпанемент симфонического оркестра. В этом спектакле исполнил шекспировские сонеты и монолог Короля Лира.

«Это не просто лирика как таковая – просто, когда у нас хорошее настроение, и мы сидим, и можем впитывать в себя каждую строчку, – говорит Владимир Васильев. – Нет, это всегда плод какого-то такого раздвоения.

В роли второго чтеца – Александр Домогаров, артист театра Моссовета, на сцене которого в свое время звучала музыка Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад». Не обошелся без нее и этот спектакль. А Домогаров читает монологи Арбенина и самый известный кусок из шекспировского «Гамлета».

Музыка из старых фильмов, довоенных и послевоенных спектаклей, что шли во МХАТе, театре Вахтангова, в ленинградском БДТ. В буклете к спектаклю – архивные снимки со сценами из постановок. За каждым – целая история.

«1934 год. Прокофьев пишет музыку, которую, кстати, мы будем исполнять. Полька из спектакля «Евгений Онегин», театр Таирова и естественно, Алиса Коонен. Это запрещено, музыка запрещена, спектакль снимается и театр закрывается. Коонен выходит на Пушкинский бульвар. Кланяется на три стороны и проклинает это место», – рассказывает Светлана Безродная.

Но премьере «Маскарада без масок» мистические проклятия не помешали. Получился многожанровый проект, в котором соединились и музыка, и литература, и театральная история.