07.03.2013 | 19:42

В картинной галерее графа Строганова завершается реставрация

Русский музей готовится отметить 115-летие. Указом Императора Николая Второго он был основан в марте 1895 года. Еще три года ушло на его формирование. Сегодня это крупнейшее в мире собрание русского искусства – около 400 тысяч экспонатов: от древних икон до авангарда ХХ века. Среди ключевых событий юбилейного года – завершение реставрации в знаменитой картинной галерее графа Строганова на Невском проспекте. Репортаж "Новостей культуры".

Картинная галерея графа Строганова – одна из легенд старого Петербурга, вернувшаяся благодаря стараниям реставраторов и сотрудников Русского музея. В конце XVIII века владелец дворца на Невском задумывал этот интерьер как первую частную галерею произведений живописного искусства, проект Андрея Воронихина учитывал пожелания богатейшего коллекционера империи. Роскошная перспектива, выход на балкон, пространство для мебели, скульптур и плотная шпалерная развеска редчайших полотен.

"Иногда бывают такие залы, которые стоят дворцов. Это именно здесь – эта картинная галерея. Это душа этого дома коллекционера. И слово "душа" впервые употребил Александр Бенуа в начале ХХ века, когда он описывал эту галерею, когда она еще была доступна", – говорит заведующий сектором изучения Строгановского дворца Сергей Кузнецов.

В коллекции графа Строганова были ранние итальянцы, Ван Дейк, Рубенс и Рембрандт. В Академии художеств говорили,что один час проведенный в галерее, может заменить месяц классной работы. Воссоздать насыщение этого интерьера в прежнем виде сегодня  задача невыполнимая. Музейщики пошли путем моделирования. На стенах – первоклассные работы преподавателей Академии, приглашенных из Европы, и копии выполненные русскими мастерами. 

"Общим местом для художников, работавших во Италии, было копирование произведений крупных мастеров. Вот, скажем, Федор Бруни копировал Рафаэля, и одна из его замечательных копий размещается здесь. Это тоже существенно", – отмечает заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.

Полотна Боровиковского, Кипренского, Иванова и Бруни. В числе специальных приобретений для убранства возрожденной галереи – картина французского живописца Лепренса. Экспозиция достойна галереи, но строгановской роскоши пока не чувствуется. При графе Александре Сергеевиче интерьер ошеломлял посетителей, что помогало меценату решать свои задачи. 

"Поскольку он не деловой человек в современном понимании, он не делал бизнес, он сам по себе шел, и у него были проблемы с кредиторами. Когда они видели эти картины, он им доказывал, что он платежеспособен, что он может продать картину и выплатить этот долг. Мне кажется, что это такая игра была", – замечает Сергец Кузнецов.

Процесс возвращения зала к строгановскому оригиналу еще не закончен. О былом насыщении можно только мечтать, но два смысловых предмета из прежней галереи уже на местах. 

Два экрана с изображением любимых собак Строганова – Мустафы и Мутона – единственные оригинальные предметы из картинной галереи дворца. Есть трогательная символика в том, что почти через столетие после закрытия исторического интерьера в него из числа родных вещей вернулись только две строгановские собачки. 

Новости культуры