07.03.2013 | 16:07

«История без антракта»

«История без антракта» - так называется открывшаяся в столице выставка из фондов музея Большого театра. Театральное искусство эфемерно. Оно уходит в небытие вместе с последней репликой, когда закрывается занавес. Но вот как раз занавес, декорации к постановке, костюмы и афиши – это то, что запечатлевает спектакль во времени. Увидеть эти свидетельства рукотворной истории главного театра страны можно в галерее «Дом Нащокина». Рассказывают «Новости культуры». 

Без всяких стеклянных витрин парят пачки и сказочные костюмы знаменитых балерин – Максимовой, Улановой, Плисецкой. По соседству – эскиз занавеса времен Советского союза. В отдельном зале – на фото из коллекции Александра Васильева – балерины прошлого – в муаре времени кажутся персонажами волшебных сказок. Однако в современную труппу Большого их вряд ли приняли бы: параметры балетных фигур с тех пор заметно изменились. Что легко заметить совсем рядом – глядя на костюмы солисток недавнего прошлого с их осиными талиями. Экспрессивные, монументальные, узнаваемые с первого взгляда декорации советской эпохи – тоже не оставлены без внимания.

«Сегодня культура создания декораций совсем другая. Тем интереснее взглянуть на то прошлое, которое совсем было недавним. Имею в виду не только XIX век, но и XX. Мы сегодня показываем Большой театр. Его историю. Его взлеты и взлеты – падений здесь мы не увидим. Падения за кулисами», - отмечает галерист Наталья Рюрикова.

От строгих, детальных, подробных эскизов XIX века, культура которых пришла из Европы – до эмоциональных, часто импрессионистических работ Головина и Коровина. Именно они – признанные мэтры станковой живописи – представители мира искусства – когда-то совершили революцию в подходе к оформлению спектаклей.

«Это какое-то историческое явление – я не могу представить себе, чтобы сейчас были художники, которые бы соединили в себе такую яркость и такую одаренность живописью – станковой живописью, соединенную с задачами театра и претворенную в эскизе как законченно художественное произведение», - говорит искусствовед Паола Волкова.

С тех пор в сценографии была еще не одна революция. Но Головин, Коровин, Кончаловский, Федоровский, Версаладзе, Левенталь – почерки этих художников узнаются без труда. Из современников на выставке – работы Сергея Бархина, который почти 6 лет был главным художником Большого.

«Размеры играют роль. Это очень большой театр. Для мягких декораций он сделан, а вот жесткие уже очень тяжело. Сейчас это фактически ушло в сторону скульптуры, может быть, двигающейся скульптуры, но никак не нарисованной тряпки. Вот все изменение, которое произошло. Здесь все это видно», - показывает сценограф, народный художник России Сергей Бархин.

«История без антракта» – название говорящее. Что бы ни происходило в России – Большой театр всегда был визитной карточкой страны, денег на него не жалела ни одна власть. А потому и декорации здесь – всегда самые богатые, дорогие, сделанные лучшими мастерами своего времени. Взгляд назад дает шанс задуматься о сценографии будущего. Антракта в этой истории не предусмотрено.

 

 

Новости культуры