08.11.2011 | 14:24

Песни Высоцкого зазвучали в рисунках Михаила Шемякина

"Спасите наши души", "Охота на волков", "Кони привередливые" - эти и многие другие песни Владимира Высоцкого стали "экспонатами" необычной выставки, развернутой в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. Песни знаменитого барда нельзя услышать, но их можно увидеть: они зазвучали в рисунках Михаила Шемякина.

Выставка под названием "Иллюстрации Михаила Шемякина к песням Владимира Высоцкого" откроется только вечером, но прежде сам художник рассказал сегодня журналистам историю создания своих произведений. По его словам, эта работа - своеобразный "художественно-графический памятник поэту": в экспозицию вошли 42 иллюстрации - по числу лет, прожитых Владимиром Семеновичем. Выставка - это и дань дружбе, которая связывала художника и поэта.

Развернута она в небольшом зале Пушкинского музея, оформленном довольно аскетично - на черных стенах развешены пестрые рисунки художника, созданные в его уникальном авангардном стиле на грани гротеска. К сожалению, они не снабжены подробными комментариями, однако пришедшим на открытие выставки повезло - их экскурсоводом стал сам Шемякин. Художник, как всегда, был весь в черном, образ дополняли неизменная кепка и высокие кожаные сапоги. Именно таким запечатлел себя Шемякин в иллюстрации к песне "Французские бесы", которая, кстати, посвящена именно ему. Художник уверяет, что никогда не занимался подсчетом произведений, которые посвятил ему Высоцкий. Однако доподлинно известно, что в их числе - "Тушеноши", "Купола", "Осторожно! Гризли!", "Конец охоты на волков" и некоторые другие. "Когда Володя посвящал мне песню, он непременно дарил мне оригинал рукописи, а себе оставлял копию", - пояснил Шемякин. Кстати, эти раритеты также есть на выставке. Здесь же можно увидеть и редкие фотографии, и архивные материалы и рукописи, переданные в свое время Шемякину Мариной Влади.

"Мы познакомились с Володей в 1974 году, - рассказал Шемякин. - Незадолго до этого Высоцкий женился на Марине Влади и стал часто бывать в Париже. Наша первая встреча состоялась в роскошном особняке XVIII века на улице Гренелль. В нем жила родная сестра Марины Влади, не менее известная актриса кино и театра Одиль Версуа. Володя всю ночь исполнял свои песни. На улицу мы вышли вместе и до рассвета бродили вдоль Сены. Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго находились в разлуке. И вот сейчас нужно было выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих. Наша дружба состоялась. А вслед за ней пришли столь необходимые для нас обоих творческое общение и работа".

А потом, сменив тон, продолжает: "О смерти Володи я узнал, находясь в Греции. Когда вернулся домой, то на столе обнаружил прощальное стихотворение "Михаилу Шемякину - чьим другом посчастливилось быть мне!"
Его оригинал также представлен на выставке, в нем есть такие строчки: "Мишка! Милый брат мой, Мишка! Разразился нас гром! Поживем еще, братишка. Поживем".

Вернисаж приурочен к выходу сборника "Две судьбы", в котором объединены тексты барда с выполненными к ним иллюстрациями художника. Книга - итог тридцатилетней работы Михаила Шемякина. "Замысел действительно возник практически сразу после рокового июля 1980 года, когда не стало Высоцкого", - подтвердил Шемякин.

И хотя на обложке воспроизведен двойной портрет художника и поэта, Шемякин уверяет, что имел в виду исключительно "судьбу Высоцкого и судьбу России, которые объединены любовью, болью и страданием".

Выставка будет работать в ГМИИ имени Пушкина до 11 декабря. "Кажется, это очень интересно - показать пример содружества поэта и художника, - высказала свою оценку  директор Пушкинского музея Ирина Антонова.
- Вообще всякий пример творческого сотрудничества людей - позитивен. Можно только пожалеть, что такой выставки не было сделано при жизни Владимира Высоцкого".