06.03.2013 | 10:16

Живопись и графика художников Серебряного века на выставке "Портрет с историей"

Судьба, написанная на холсте. В столице открылась выставка «Портрет с историей». В экспозиции собраны работы живописцев, которые изображали на своих картинах необычных моделей – знаменитостей, друзей художников или людей странной судьбы. Организаторы говорят: получилась история о портретах, проживших после своего создания необычную жизнь, и о том, как вымысел иногда входит в реальный мир, полностью изменяя ход событий. Рассказывают «Новости культуры».

Романтический XIX и переломный XX – более сорока портретов, как фрагменты мозаики, складываются в образы двух прошедших веков. Писатели и дипломаты, певицы и рафинированные актрисы – здесь только признанные шедевры, а слава моделей порой не уступает известности самих художников.

«Нам было интересно узнать вот это отношение к работе, когда за работой есть история человека, история его судьбы, – говорит куратор выставки Мария Гадас. – Потому что очевидно, что взгляд на работу, когда нам известна история, он меняется, и мы пытаемся отыскать черты того, что мы о нем знаем: это его счастливая судьба или это его беды».

«Каждый большой художник, даже если он рисует цветы, всегда вычерчивает свой собственный образ», – говорил Жан Кокто. Эта фраза французского поэта перекликается с открытием, который сделал театральный критик Николай Евреинов при взгляде на свой профиль, написанный Репиным.

«Этот портрет имеет особую историю, более того он вошел в книгу «Оригинал о портретистах» которую написал Николай Евреинов, – рассказывает куратор выставки Елена Воронина. – Он считает, что в каждом портрете очень много от того художника, который его пишет. Он говорит о том, что видит себя и одновременно - Илью Репина».

Борис Снежковский появился в доме Сомова, когда тот готовился оформить издания «Дафниса и Хлои», и с тех пор стал любимой моделью художника. Есть здесь и еще одна работа Сомова, связанная с иллюстрированием.

«Ему был сделан заказ на вольную копию работы Пьера Де Казима La Bella Simonetta, и он искал модель, и моделью стала девушка, которая позировала для него несколько лет раньше Александра Левченко», – поясняет Мария Гадас.

На этой выставке приоритет – Серебряному веку, однако здесь и работы, написанные во второй половине ХХ, как, например, набросок Любови Орловой. Эти полотна не могут похвастаться столь богатой биографией, как двухсотлетние соседи, но ведь их истории только начинаются.

Читайте также:
Выставка "Портрет с историей" открывается в столице>>>

Новости культуры