05.03.2013 | 11:54

Виолончелисты Берлинского филармонического оркестра выступили в Москве

Новосибирск и Москва – два российских города включены в гастрольный тур двенадцати виолончелистов Берлинской филармонии. Их выступления – часть культурной программы перекрёстного года Россия – Германия. Группа виолончелей есть в каждом симфоническом оркестре. Но случай, когда виолончелисты стали самостоятельным коллективом, «оркестром в оркестре», действительно уникальный. «Виолончельная дюжина» гастролирует по всему миру и везде – огромный успех у публики. Концерт в Большом зале московской консерватории это подтвердил. Рассказывают «Новости культуры».

В Москву они прилетели сразу после Новосибирска. Теперь им не страшны морозы, а главное расстояния, из-за которых чуть было не сорвался тур. График их гастролей пугает даже менеджеров – девяносто концертов в год в составе Берлинской филармонии и 20 своих. Но именно этих 12 виолончелистов, после выступления в 2008-м на фестивале Ростроповича ждала Москва.

«В Новосибирске было немного прохладно, но прием был очень теплый, – говорит виолончелист Штефан Конц. – Прекрасный зал, акустика, а, главное, публика. Нас очень полюбили. Теперь на очереди Москва».

Руководить такой командой нелегко. Здесь не просто профессионалы экстра-класса – самые виртуозные музыканты Берлинской филармонии. Оркестр решает, кто войдет в эти 12 избранных. Затем два года испытательного срока. Людвиг Квант здесь 22 года. Негласный хранитель традиций и вдохновитель идей.

«Мы играем вместе нечасто, – рассказывает художественный руководитель ансамбля «12 виолончелистов» Людвиг Квант. – Собираемся когда не нужны оркестру. Играем то, что не всегда удается в Большом оркестре – танго и джаз. Но главное – продолжаем сорокалетнюю традицию».

Эту программу ансамбль готовил специально для года Россия-Германия. Здесь много немецкой музыки. И не только. София Губайдуллина, год назад специально написала «лабиринт» для ансамбля виолончелистов. Она живет в Германии. И время от времени пишет для этих двенадцати.

Отношения здесь не просто профессиональные – дружеские. На своем официальном сайте они пишут путевые заметки: рассказывают о пропавшем багаже, задержках самолетов, глупых промоутерах – словом ничего не держат в себе и умеют над собой посмеяться. Однако это не мешает им на сцене.

«Аранжировщик или композитор пишет так, чтобы у каждого члена оркестра была возможность выразить себя, – говорит виолончелист Кнут Вебер. – Каждый рад за другого если исполняет соло и в то же время все себя прекрасно чувствуют если могут сыграть вещь совместно».

Эту ансамблевую слаженность отмечают и критики, и зрители. К этим 12 не придерешься: слишком элегантны, просты и роскошны. «Если существует нирвана, то они, безусловно, знают туда путь», – так писала одна из газет после их концерта. Остается только один вопрос – как Берлинский филармонический решается отпускать этих 12 хоть и не надолго, но далеко.

Новости культуры