09.11.2011 | 11:26

В музее-заповеднике "Царицыно" открылась конференция, посвященная проблемам высшего образования в области реставрации

Как сохранить и передать следующим поколениям не только бережно воссозданные памятники прошлого, но и само искусство научной реставрации? Ответ на этот вопрос ищут участники конференции «Актуальные проблемы сохранения исторических поселений и образования в области реставрации», которая проходит в музее-заповеднике «Царицыно». Форум посвящен 20-летию Института искусства реставрации – пионера отечественного высшего образования в области сохранения наследия. Рассказывают «Новости культуры».

Реставрация, воссоздание или «новодел»? Музей-заповедник «Царицыно» – один из самых спорных столичных проектов, и своего рода витрина современного состояния дел в области реставрации. Есть инвесторы – страдает наследие, нет инвесторов – тоже страдает. Как решить эту проблему, реставраторы обсуждают в зале новодельного царицынского дворца. Обещают подготовить резолюцию: выступят против сокращения списка исторических городов, настаивают на охране охранных зон – это только кажется, что тавтология, сетуют: профессиональных реставраторов не хватает.

«В свое время, когда была аттестационная комиссия в Министерстве культуры, и я был членом этой комиссии, мы аттестовывали несколько сот специалистов на первую, высшую, категорию, – рассказывает Юрий Калиниченко, президент Академии архитектурного наследия. – Это было 200-300 человек, которые имели право работать на федеральных объектах культурного наследия. И можете себе представить, что если сегодня у нас порядка 70 тысяч объектов культурного наследия, то две-три сотни специалистов – это ничто».

Институт искусства реставрации, под эгидой которого проходит конференция, был основан 20 лет назад архитектором Олегом Пруцыным. Сама специальность «реставрация и реконструкция архитектурного наследия» официально существует с 94-го года. Вузов, которые дают образование по этой специальности сегодня около двадцати. И все преподаватели этих вузов – одновременно практики, и студентов своих знают не только в лицо, но и работают вместе.

«У нас при институте есть мастерская, которая выполняет реальные заказы, и студенты делают реальную работу, – говорит Елена Копылова, проректор Института искусства реставрации. – Это очень важно».

Институт реставрации выпускает ежегодно 30-40 реставраторов. Все востребованы. Выпускник первого набора - Вячеслав Токарев и журнал по реставрации издает, и проектирует. И хоть таких как он не хватает, еще меньше тех, кто может работать над исполнением реставрационных проектов.

«Если раньше мы говорили, что много профессиональных рабочих реставраторов, а нет инженерных кадров, то теперь ситуация изменилась: у нас появились инженерные кадры, но мы лишились профессиональных рабочих кадров», – говорит он.

Иван Корнилов окончил Институт реставрации, защитив дипломный проект, темой которого стала реставрация усадьбы купца Лосева в городе Фурманов Ивановской области. Частично его проект претворен в жизнь.

«Вот это состояние которое было до реставрации: утрачена часть резьбы, утрачен декор, сгнила сама обшивка здания, – рассказывает Корнилов, показывая на фото. – Если восстановить всю среду эту архитектурную – она настолько приятна и глазу, и душе, там просто отдыхать можно. Но пока отдыхать там негде: это промышленный город, швейное производство – все».

Он мечтает, другие детали его проекта: воссоздание интерьера, парка, беседок – когда-нибудь это станет возможно. Но для этого ценность наследия и научной реставрации должен признавать не только профессионалы, но и рядовые жители города, и чиновники.

«Вообще, что-то сохранять в России сложно, – отметил во время выступления директор департамента контроля и надзора в сфере культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов. – У нас с вами самый сложный процесс сохранения, который есть в Российской Федерации».

Тем не менее, они готовят тех, кто умеет сохранять и обсуждают, как делать это лучше. Думают создать общую для всех вузов электронную библиотеку, к списку квалификаций не так давно добавили новую – эксперт-менеджер объектов культурного наследия.