09.11.2011 | 12:30

"Ежегодные мейерхольдовские встречи"

В театральном Центре имени Мейерхольда начался фестиваль «Ежегодные мейерхольдовские встречи». В этом году смотр посвящен польской культуре. Открыл его моноспектакль Камиля Мачковяка «Нижинский» по дневникам знаменитого танцовщика. Они нередко ставятся на театральной сцене. Но версия польского актера ошеломляет страстностью, историю «бога танца» молодой исполнитель пропускает через собственную душу и недаром может играть этот спектакль не чаще двух раз в месяц. Рассказывают «Новости культуры».  

То, что он будет Вацлавом Нижинским, Камиль Мачковяк знал уже в восемь лет. В балетной школе танцевал несколько партий из тех, которыми прославился его кумир. В киношколе готовил себя к драматическому образу Нижинского. В результате решился на сцене прожить знаменитые «Дневники» великого танцовщика.

«Я играю Нижинского шесть лет. Внутри уже есть специальная полочка, где находится Нижинский. С тех пор, как мне было 25, спектакль очень изменился. Начиналось все с невротического мальчика, а сейчас он повзрослел вместе со мною», - рассказывает актер Камиль Мачковяк (Польша).

То, что Нижинский доверял дневникам, в течение шести недель – короткое пограничное время от последнего выступления до заключения в сумасшедший дом, где он провел всю вторую половину жизни – Мачковяк играл во многих странах. Но – не больше двух раз в месяц. Перевоплощаться в Нижинского чаще – опасно для психического здоровья.

Внутренний мир угасающего Нижинского заключен между гранями прозрачного куба. Пространства здесь – лишь для нескольких па. Герой уже в западне, и теперь главное – разобраться с воспоминаниями. Автор сценической концепции – он же – режиссер спектакля – Вальдемар Заводзиньски.

«Всегда побаивался моноспектаклей. Я вообще-то – руковожу Большим оперным театром в Лодзе. Но от этой работы просто не смог отказаться. На самом деле здесь два режиссера. Если бы Камиль сам не был танцовщиком, то не смог бы ни так хореографию поставить, ни так понять Нижинского», - говорит режиссер Вальдемар Заводзиньски.

Почти сто минут монологов об экстазе танца, о подъемах и низостях, о мучительной любви-ненависти к Сергею Дягилеву, то ясных, то переходящих в бред помраченного ума. С любимым своим спектаклем Мачковяк расставаться не собирается, какие бы новые работы ни входили в его жизнь. В ближайших планах у актера – роль некой шоу дивы. Свою грядущую женскую ипостась Мачковяк пока держит в секрете.