04.03.2013 | 12:45

В Москве представлен проект Филиппа Паррено "Мэрилин"

Центр современного искусства «Гараж» представляет первую в России выставку знаменитого французского художника Филиппа Паррено. Его смело можно назвать портретистом – только очень необычным. Одна из самых знаменитых его работ – лента «Зидан, портрет XXI века» – посвящена легендарному французскому футболисту. В последние же годы художник больше увлечен прошлым – он обращался к образам Марселя Дюшана, Джона Кейджа, Роберта Кеннеди. Героиня его новой работы – Мэрилин Монро, точнее – ее призрак. Рассказывают «Новости культуры».

Филиппа Паррено называют художником, радикально переосмыслившим традиционные представления о том, как должно выглядеть экспозиционное пространство. На выставке в «Гараже» огромный экран – ровно посередине зала, а в каждом углу- то, чего в нашей стране и так навалом – даже в первые дни весны. 

«Так вот куда свозили весь снег с улиц города», – шутили журналисты, изучая заснеженные горы художника. Сам Филипп Паррено был куда серьезнее – пояснял: снег снаружи и внутри – это часть концепта, когда воображаемое перетекает в действительное и наоборот, порождая, таким образом, у зрителя ощущение легкой паранойи. Примерно об этом и его новая видеоработа «Мэрилин». Паррено представлял себя в роли детектива, расследующего причины, которые привели к смерти актрисы.

«То, что происходило с ней, очень похоже на раздвоение личности. – говорит Филипп Паррено. – Она создала свой образ, который по сути ее же потом и убивает. Это очень похоже на фантастический сюжет, когда созданная сущность уничтожает своего создателя».

1958-й, до трагического ухода из жизни голливудской суперзвезды остается четыре года. Действие разворачивается в номере одного из нью-йоркских отелей, в котором постоянно проживала Монро. В глубокой депрессии, она остается наедине с собой, размышляет и пишет письма. Зритель ее не видит, но у него есть возможность посмотреть на мир её глазами.

«Мне кажется, Филипп Паррено изобрел новый жанр, – отмечает куратор выставки Ханс Ульрих Обрист. – Это трудно назвать обычным видеоартом, но и полноценным фильмом он также не является: здесь нет четкой хронологии. Интересен сам подход: это такая тройная реинкарнация Монро. Камера – это её глаза, компьютер воспроизводит ее голос, специально созданный робот – ее почерк».

«Мэрилин» сняли за три дня, подготовка же длилась около двух лет. Самым трудным было проанализировать почерк Монро – он постоянно менялся, как и сама актриса. Помогали ученые. Специально для проекта сотрудники одного немецкого университета создали робота и программу для его управления. В Парижском институте исследования акустики и музыки сгенерировали точную копию голоса богини Голливуда.

В точности воспроизведена и обстановка номера в гостинице, где жила Мэрилин Монро. Все составляющие этого фильма создают очень точный портрет, но, все же, не человека, фантома. Недаром за самим Филиппом Паррено закрепилась репутация не только одного из самых необычных видеохудожников современности, но и талантливого
«охотника за привидениями».

Новости культуры