04.03.2013 | 10:51

Спектакль "Маскарад Маскарад" Михаила Угарова открыл программу "Новая пьеса" фестиваля "Золотая Маска"

Спектаклем «Маскарад Маскарад» на фестивале «Золотая маска» открылась внеконкурсная программа «Новая пьеса», посвященная современной драматургии. Михаил Угаров – известный драматург и режиссер поставил свою пьесу по мотивам лермонтовского «Маскарада». Сохранив фабулу и характеры, Угаров переместил героев в наше время, чтобы понять – как изменилось столь важное для XIX века понятие «честь». Рассказывают «Новости культуры».

Родившаяся в лабораторных условиях «Театра.doc» в рекордные сроки – всего за неделю усиленных читок – эта пьеса Михаила Угарова еще до официальной премьеры получила в театральных кругах негласный статус – «Событие». Как и все угаровские эксперименты с классикой, она – не инсценировка и даже не произведение «по мотивам», а диалог с лермонтовским «Маскарадом» – всего на одну тему.

«Мужская тема, мне кажется, это одна из самых трагических тем, – говорит Михаил Угаров. – Поскольку в русской литературе мощно и хорошо раскрыта женская тема, этим занимался и Островский, и Толстой, и Достоевский. А вот этой темой занимался Лермонтов и немножко Пушкин. И для меня была важна вот эта тема человека войны, который хочет любить, но ничего несовместимые понятия получаются. Потому что он все равно человек войны».

Героя XIX века в этом спектакле нет и по определению быть не может – это ведь реальность «Театра.doc». Новый Арбенин – с сережкой в ухе и домашних тапочках – и сам читает «Маскарад» Лермонтова, с почтением… и скукой. Лишь к середине втягивается, сердится на главного героя – отчего же тот так слеп – и уже не замечает, как сам попадает в ту же самую ловушку.

Михаил Угаров эту книгу читал, конечно же, не так как его главный герой – более вдумчиво, в поисках смыслов между зарифмованных строк. Чтобы поэзию превратить в прозу жизни.

«Как он сам говорит, это я его цитирую: понятие чести после Освенцима и ГУЛАГа в XXI веке как-то странно, честь, кодекс чести – этим руководствоваться как-то неприлично уже сейчас», – отмечает актер Александр Молочников.

Вытащил Михаил Угаров из классических героев и такое, что актеры не сомневаются – это и про нас – буквально про каждого. Разве мы не задаем себе таких вопросов…

«Когда ты можешь жить возможностями, и когда ты позволишь себе сделать шаг в невозможное – это очень важно, – говорит актриса Елена Дробышева. – И насколько ты сам готов к этому, и насколько тебе самому этого хочется, и насколько ты сам можешь себя простить за это, и будет ли тебя мучить стыд или совесть и насколько он тебя будет мучить».

«Маскарад Маскарад» XXI века получился парадоксальным, дерзким – на грани – как всегда у Угарова. А внимательный свидетель этого «диалога» с классикой обязательно отметит: при всем почтении к хрестоматийному тексту современный автор от него камня на камне не оставил.

Новости культуры