01.03.2013 | 11:01

В "Современник" возвращается спектакль "Играем… Шиллера"

Шиллер – без корсетов и париков. Так в 2000-м году писали журналисты о новой постановке Римаса Туминаса «Играем… Шиллера» на сцене «Современника». Это была первая работа литовского режиссера в Москве. Тогда главные роли – двух враждующих королев – Туминас отдал Марине Нееловой и Елене Яковлевой. Спектакль шел в театре более десяти лет, с неизменным аншлагом, но потом исчез из репертуара. Теперь Римас Туминас представляет обновленную версию Шиллера. На этот раз мятежную королеву Марию Стюарт играет Чулпан Хаматова. Рассказывают «Новости культуры».

Бывают спектакли любимые и любимые особо. «Играем… Шиллера» для его создателей – как раз из особых. 13 лет назад Римас Туминас значительно сократил пьесу Шиллера и убрал из названия имя одной из королев, уравняв таким образом драмы двух заклятых соперниц. В 2000-х эта постановка стала одной из самых запоминающихся в «Современнике». Сегодня возвращение Шиллера и ввод на роль Марии Стюарт Чулпан Хаматовой – снова – событие в театральной жизни.

«Ни в коем случае не сравниваю, – говорит художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек. – Мне и первый спектакль нравился, там было много замечательного, но и Чулпан не та актриса, которая захочет повторять чужой рисунок, даже если он интересный. Она привнесла свое. Чулпан есть Чулпан».

Идея сыграть Марию Стюарт принадлежит самой Хаматовой. Работа увлекла ее настолько, что актриса прочитала Шиллера в оригинале, по крайней мере, текст Марии Стюарт. Говорит, чтобы лучше понять глаголы своей героини. А вот репетиций пока было всего пять – поиск точного рисунка и распределение сил – еще впереди.

«Я не могла себе отказать в этом счастье – хоть как-то хоть пять дней поработать с Римасом, – рассказывает Чулпан Хаматова. – Я хочу получать удовольствие в первую очередь. А этот спектакль дает такое ощущение не только в тех сценах, в которых я занята, но и просто пока ты сидишь за кулисами и смотришь и невероятная Марина Неелова рядом».

«Я рад вернуться к этому спектаклю, – признается Римас Туминас. – Меня даже взволновало это действие, и взволновала не столько сама история, не сюжет, сколько таланты артистов. Чулпан Хаматова нашла, мне кажется, это существование такой небольшой ведьмы, призраком, но умеющий владеть и ухватить время смерти и владеть этим временем. Временем смерти. Вот это ее достижение в этом спектакле».

Спустя 13 лет Туминас сохранил концепцию спектакля, слегка изменив лишь рисунок некоторых ролей. Так что, кроме актерских работ, Шиллер по-прежнему притягателен яркими, эффектными метафорами, которыми так знаменит литовский театр вообще и режиссерский почерк Туминаса в частности. Едва ли ни самая яркая из всех – чаша с водой, которую слуги всюду носят за плененной Марией Стюарт. Низложенная, но не побежденная королева все время прикасается к воде – как будто рыба, которую выбросили на берег. В момент казни вода долго – до последней капли – будет вытекать из пробитого сосуда, пока не иссякнет жизнь Марии Стюарт – в возрожденном любимом спектакле.


Новости культуры