10.11.2011 | 10:20

Шедевры Марка Антокольского представлены в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея, продолжает «открывать запасники» и представляет выставку Марка Антокольского. В собрании галереи храниться более двух десятков произведений этого самого знаменитого русского скульптора второй половины XIX века. Но в постоянной экспозиции находятся только три. Потому на выставке, которая открывается сегодня, любители искусства, многие произведения Антокольского увидят впервые. Она знакомит с наследием мастера, о котором говорят: «он вывел русскую скульптуру из-под опеки живописи». Рассказывают «Новости культуры».

Монтаж выставки – «тяжелая ноша». Особенно если дело имеешь со скульптурой. Из двадцати скульптур Марка Антокольского, что покажут на этой выставке, 17 – из запасников Третьяковской галереи. Многие из них публика увидит впервые. Например, жанровую композицию «Мальчик, крадущий яблоки», созданную в годы учебы скульптора в академии художеств.

«Конечно, у такой вещи в скульптуре просто никаких шансов, это такая скульптурными средствами имитация живописи, – говорит заведующая отделом скульптуры XIX – начала XX веков Третьяковской галереи Ирина Красникова. – Она больше даже напоминает какую-нибудь голландскую живописную картинку или немецкую лепку».

Однако уже к концу учебы на Антокольского обрушилась слава. «Уснул бедным и неизвестным, проснулся – богатым и знаменитым», – писал про тот период своей жизни скульптор. За выпускную работу «Царь Иоанн Грозный», завершение которой профинансировал сам император Александр Второй после посещения мастерской скульптора, Антокольский был удостоен звания академика.

Воплотив образ царя как «мучителя и мученика», заслужив имя, успешно выполнив еще несколько заказов и сколотив небольшое состояние, Антокольский покидает Россию.

«У него было довольно слабое здоровье, он отправился в Италию и уже с этого времени он бывал в России только наездами, но, тем не менее, Антокольский говорил, что все его творчество о России и для России», – рассказывает Ирина Красникова.

Антокольского продолжали увлекать трагические судьбы. Но теперь своих героев он уже не искал среди царей. Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель. Скульптура «Христоc перед народом», демонстрировавшаяся на парижской всемирной выставке в 1878 году, стала подлинным триумфом мастера – за нее он получил Орден Почетного легиона. Скульптура «Не от мира сего» стала последней среди образов «мучеников за веру». Впрочем, Антокольский, по его собственному выражению, часто «переиздавал» свои работы в разных материалах. К некоторым сюжетам возвращался снова и снова. Один из таких примеров гипсовый горельеф «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования Пасхи». Эта работа выставляется впервые.

«Здесь, момент празднования Пасхи, и появление на ступенях инквизиции – вот все это напоминает, конечно, театральный макет», – говорит Ирина Крсникова.

При жизни скульптора его персональных выставок в России было немного. Да и в наши дни работы мастера выставляются крайне редко, это экспозиция – уникальная возможность увидеть скульптуры Марка Антокольского.